Архитектура Москвы и Московского уезда в XVII веке

Статьи по культурологии » Искусство Москвы 17 века » Архитектура Москвы и Московского уезда в XVII веке

Страница 2

В XVII в. получает дальнейшее развитие торгово-промышленное строительство. Так, гостиные дворы сооружаются в Китай-городе в Москве и в Архангельске. Архангельский гостиный двор, вытянувшийся вдоль Северной Двины на 400 м, окружали высокие каменные стены с боевыми башнями. Внутри его размещалось более двухсот торговых помещений.

Большая заслуга в организации строительства в Московском государстве по-прежнему принадлежала «Приказу каменных дел», который объединял наиболее квалифицированные кадры «каменных дел подмастерий». Из числа последних вышли создатели крупнейшего светского сооружения - «Теремного дворца Московского кремля» (1635-1636) - Важен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков. Это трехэтажная постройка над двумя этажами времени Ивана III и Василия III. Дворец был сооружен для царских детей, поэтому здесь было гульбище и миниатюрная «смотрильная» башенка. Интерьер тоже был особенный - веселый, ярко раскрашенный травный орнамент, резной по белому камню. Разработал и исполнил интерьер лучший царский изограф Симон Ушаков.

Гражданское каменное строительство постепенно приобретает большой размах и ведется в различных городах.

По заказу Льва Кирилловича Нарышкина, дяди будущего императора Петра I, и членов этого семейства в Москве и округе возводятся здания в стиле условно именуемом «нарышкинским» или «московским барокко». Исполнитель заказов Яков Бухвостов, крепостной. Не первое, но одно из самых известных его сооружений - церковь Покрова в Филях (1690-1695). «Нарышкинский стиль» или «московское барокко» - результат соприкосновения с искусством Западной Европы. От барокко здесь лишь некоторые декоративные детали ордера - верхней части колонны и несомого ею, и большие окна со стеклами. Все остальное - традиционно. Это -пятиглавый, двухцветный (красный с бельм) башнеобразный слитый с колокольней храм. Постепенно в светском и культовом зодчестве основными принципами архитектурной композиции становятся центричность, ярусность, симметрия.

Еще в 30-40-х годах XVII начинает распространяться тип бесстолпного, обычно пятиглавого приходского храма с глухими в большинстве случаев барабанами. Это -московские церкви Рождества Богородицы в Путинках (1649-1653) и Троицы в Никитниках (1628-1653). В семидесятых годах строятся подмосковные храмы в боярских усадьбах, автором которых считается Павел Потехин. Именно он в 1678 году возводит храм в Останкино.

«Обмирщение» архитектуры проявляется и в палатах Ростовского митрополита Ионы Сысоевича на берегу озера Неро. Это скорее Кремль, чем резиденция священнослужителя высокого ранга.

Церковные реформы патриарха Никона коснулись и архитектуры. Никон пытается запретить светские новшества и возведение шатровых храмов. Но запреты его не всегда исполнялись, и дело закончилось тем, что в 1657-1666 годах он возводит Новоиерусалимский (или Воскресенский) монастырь в современном нам городе Истра. Собор монастыря должен был стать точной копией храма «Гроба Господня» Х1-ХП веков в Иерусалиме. Одних только приделов (церквей) в нем 29, соединенных между собой центральным шатровым перекрытием.

С собором граничит катакомбная церковь Константина и Елены, при которых начало распространяться христианство. Центральный храм украшен многоцветными поливными (глазурью) изразцами. В годы Великой Отечественной войны собор был превращен в руины. Сейчас этот храм почти полностью восстановлен.

Дошедшие до нас памятники деревянного зодчества в большинстве относятся к ХУ1-ХУШ векам. В 1667-1668 годах Семен Петров и Иван Михайлов возвели, по словам современников, «восьмое чудо света» - Дворец царя Алексея Михайловича - великолепный образец деревянного хоромного строительства. Здесь были хоромы царя и царицы, царевича и царевен, служебные помещения и каменная церковь. Всюду яркая раскраска, золоченая резьба, детали древнерусских деревянных украшений. В 1681 году дворец частично перестраивался Саввой Дементьевым. Через сто лет после создания «восьмое чудо света» было разобрано для реконструкции и вовсе пропало. О красоте этого сказочного дворца остается судить лишь по рисункам.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Творческая дорога
«Оттепель» (1871) – первая значительная и вполне законченная картина Васильева – знаменует окончание ученичества и выход на самостоятельную творческую дорогу. До сих пор эмоциональное переживание природы у Васильева еще не имело ясно осоз ...

Леонид Гайдай
Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года. В 1941 году он пошел служить в армию. Вскоре после начала Великой Отечественной войны Леонида Гайдая из Монголии перевели на Калининский фронт и направили в разведку, так как в школе он учи ...

Леонардо да Винчи
(Leonardo da Vinci) (15 апреля 1452, Винчи близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с т ...