Характеристика индивидуальных этических воззрений французских просветителей

Статьи по культурологии » Этика французских просветителей » Характеристика индивидуальных этических воззрений французских просветителей

Страница 2

Люди, следовательно, либо не рождаются ни с какими предрасположениями, либо с предрасположениями к самым противоположным порокам и добродетелям. Значит, они являются лишь продуктом воспитания.

Гельвеций высказал замечательную мысль об изменении нравов и их устаревании со временем, о неизбежности революций, меняющих государства, интересы народов. Когда-то полезные обычаи становятся вредными и кажутся позже нелепыми. Признаваемый в настоящее время отвратительным и аморальным обычай некоторых первобытных племен убивать обессиливших стариков при остром недостатке пищи преследовал некогда вполне моральную и гуманную цель - избавить их таким образом от длительных и жестоких мучений голода. Когда же причина полезности исчезает, сохранение устаревших обычаев становится нелепым, а иногда и гибельным.

Изменение нравов Гельвеций объяснял изменением интересов отдельных лиц и государства. Утверждая, что люди всегда желают общей пользы, стремятся к всеобщему счастью, философ не может признать вечный и неизменный принцип пользы причиной изменения, так как сам этот принцип вытекает у него из неизменной природы человека. Но столь же очевидной была для него и изменчивость человеческих представлений о личной пользе.

Гельвеций считал, что люди в своем поведении, пороках и добродетелях всегда руководствуются своими интересами, выгодой, пользой. Интерес - единственный стимул, который освобождая человека от бездействия и лени, дает ему силу, необходимую для движения вперед.

"Сокровенная причина" общественного развития - это интерес и себялюбие. Правильно понятое себялюбие, утверждал Гельвеций, обеспечивает соблюдение интересов "разумно" организованного общества. В этом смысле Гельвеций говорил о том, что личное счастье должно быть согласовано с общественным. По его мнению добродетельным человеком является не тот, кто жертвует своими привычками и самыми сильными страстями ради общего интереса, а тот, чья сильная страсть до такой степени согласуется с общественным интересом, что он почти всегда принужден быть добродетельным.

Гельвеций показал, что эгоизм является существенным мотивом экономической и политической деятельности, важным фактором общественной жизни. Эгоизм как социальное качество личности обусловливается характером таких общественных отношений, в основе которых лежит полезность.

Следует отметить, что помимо этической теории Гельвеций разработал и эстетическую теорию.

Поль Анри Гольбах - французский философ - материалист является автором "Естественной политики, или Бесед об истинных принципах управления", а также ряда блестящих атеистических памфлетов - "Разоблаченное христианство", "Карманное богословие", "Здравый смысл" и других.

Гольбах в своей работе "Система природы" показал наиболее систематическое изложение принципов материализма этого периода. Главной идеей этого произведения является принцип редуцируемости - сводимости всех явлений природы и всех природных сил к различным формам движения материальных частиц. Гольбах формулирует идею универсальности движения. Он доказывает, что необходимыми могут быть лишь причины и следствия. Посредством их можно объяснить любой процесс и человеческое поведение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Поплярное на сайте:

Эстетика и религия
Плеханов писал: «Религию можно определить как более или менее стройную систему представлений, настроений и действий. Представления образуют мифологический элемент религии; настроение отношения и области религиозного чувства, а действия к ...

Василий Дмитриевич Поленов
Поленов Василий Дмитриевич [20.5(1.6).1844, Петербург, - 18.7.1927, усадьба Борок, ныне Поленово Тульской области], русский живописец, действительный член петербургской АХ (1893), народный художник РСФСР (1926). Сын Д. В. Поленова. Учился ...

Экспрессионизм
Его суть заключается в обостренном, часто гипертрофированном выражении с помощью исключительно художественных средств и приемов чувств и переживаний художника, иррациональных состояний его души, чаще всего трагического и экзистенциально-д ...