Эстетика сюрреализма

Статьи по культурологии » Эстетика сюрреализма

Страница 4

Картины Миро – это окна в некие космические или духовные миры, наполненные уникальной духовно – органической жизнью, отличной от всего того, что известно нам на Земле. Ощущается, что перед нами высокохудожественное выражение некого эзотерического знания, мистического опыта проникновения в иные реальности, которое не может быть реализовано в нашем мире никаким иным способом. Для большинства картин Миро характерно создание художественного пространства путем живописной гармонизации нескольких одноцветных достаточно плотных туманностей, плавно перетекающих друг в друга. Обычно используются сине – голубые, зеленые, желто – коричнево – охристые гаммы для отдельных туманностей. На ранних этапах для создания ирреального пространства картины нередко использовались не туманности, а абстрактные локальные цветные плоскости. Затем эти пространства населяются абстрактными и полуабстрактными причудливыми формами самых различных конфигураций, большинство из которых под кистью мастера наполняются духом живых существ различной жизненно – энергетической сложности и духовной насыщенности: от примитивных существ до сложных иероглифических образований.

Живописные миры Миро часто музыкальны, поэтичны, крайне насыщены и разнообразны. Они бывают наполнены десятками самых причудливых формо – существ, а могут быть лаконичными.

Более характерным для его художественного видения является проникновение в миры, наполненные внеземным, но близким к космическим эросам, тем эросам, который открывался, кажется, древним эзотерикам в их культовых оргиях.

Сальвадор Дали. Крупнейшим представителем «натуралистического сюрреализма» был также испанец С.Дали. Он с юности отличался экстравагантными выходками, манией величия, некоторой психической неуравновешенностью, повышенным интересом к изобразительному искусству. Еще до поступления в Академию художеств в Мадриде познакомился в Барселоне с некоторыми направлениями современного европейского искусства – импрессионизмом, футуризмом. В мадридской академии он стремится к изучению техники живописи старых мастеров.

Однако его сверхэкстравагантные выходки, сюрреалистическая игра с самыми жгучими и актуальным для того времени политическими проблемами приводят его к конфликту с Бреттоном и другими сюрреалистами, склонившимся в тот период к коммунистической идеологии. В 1934 году Бреттон исключает Дали из сюрреалистов.

В 1929 г. Он знакомится с Гала, женой П.Элюара, которая становится с этого времени верной подругой, женой, музой, вдохновительницей многих его проектов и важной опорой в жизни. В Гала Дали видел свое второе Я, свою женскую испостась и многие работы подписывал двойной подписью «Гала Сальвадор Дали». С 1940 г. По 1948 г. Дали жил и работал в США, где его сюрреализм в искусстве и жизни постоянно привлекал внимание общественности. В 1948 г. Окончательно возвращается в Испанию, выезжая за рубеж только с выставками и для работы с различными проектами. Творческое наследие Дали почти необозримо, и трудно проверить, что такой объем работ даже в чисто механическом плане по силам одному человеку. Им написаны сотни живописных полотен, созданы тысячи графических листов, в том числе иллюстрации к «Дон Кихоту», «Божественной комедии», ряду трагедий Шекспира; написан ряд книг, он учавствоавл в создании фильмов, многих театральных постановок, выступал с лекциями и докладами в различных странах мира.

Дали много «теоретизировал» об искусстве, о сюрреализме. В результате мы имеем достаточно целостную далианскую эстетику, которая не только интересная для творчества Дали, но характерна вообще для духовно – эстетической ситуации.

Суть своего метода Дали видит в свободном от разума проникновении в сферу иррационального и «победу над Иррациональным» путем его художественной «рационализации» - создания «рукотворной цветной фотографии, зримо запечатлевшей иррациональное, его тайны, его странности, его утонченность и оголенность». «Мой параноидально – критический метод – пишет Дали – сводится к непосредственному изложению иррационального знания, рожденного в бредовых ассоциациях, а затем критически осмысленного. Осмысление выполняет роль проявителя, как в фотографии, нисколько не умаляя параноидальной мощи». Отстраняясь от сюрреалистов группы Бреттона, Дали отмечает, тем не менее, что у них один метод, только у сюрреалистов он «называется объективной случайностью, когда бред вдруг оборачивается реальностью». С помощью своего метода Дали пытался «прочитать» и передать в своем искусстве «послания из вечности», которое открывается лишь во сне и бредовых состояниях.

Страницы: 1 2 3 4 5

Поплярное на сайте:

Отец техники киносъёмки
Отталкиваясь от достижений своих предшественников - пионеров художественного кино, Гриффит начал разбивать сцены на множество съемочных кадров, варьируя расстояние и ракурс съемки, чтобы придать действию большую драматичность. Кроме того, ...

Поездка за калымом
Итак, нэчыхьытх и уасэIых были самостоятельными обрядами. Первый совершался в доме родителей девушки, второй проходил у родных молодого человека. Ясно, что брак не мог быть оформлен без обоюдного согласования условий калыма. Но после закл ...

Женская одежда
Общее развитие культуры, остро развитое чувство красоты, воспитанное поколениями, определяли покрой греческой женской одежды. Еще в период архаики женские греческие одежды отличались стройностью линий, создаваемых струящимися тканями. В к ...