Художественная культура Древней Греции в период архаики и ранней классики

Статьи по культурологии » Художественная культура Древней Греции в период архаики и ранней классики

Страница 1

8-6 века до н.э. были периодом значительного подъёма культуры древней Греции. Во многом эта культура была основана на достижениях старых рабовладельческих государств Востока. К началу 8 века или, быть может к несколько более раннему времени относится возникновение греческого алфавита, основанного на применении финикийских знаков. В 7 – 6 вв. начинается запись мифов греческой древности, обычное право постепенно оттесняется письменным законом, литературное творчество вступает в новый период своего развития. Существенные сдвиги происходят также в развитии изобразительных исскуств и архитектуры.

К началу рассматриваемого периода уже успели сложиться религиозные верования, которые с большими или меньшими оговорками могут быть названы общими для всех греков. К концу этого периода в основных чертах складывается так называемая олимпийская религия. Семья олимпийских богов, возглавляемая отцом богов и людей – Зевсом, - это сколок патриархальной семьи времён распада первобытнообщинного строя. Все подчинённые Зевсу олимпийские боги связаны с ним узами кровного родства.

Здесь и супруга его Гера, и бог света златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой заботящейся обо всём, что живёт на земле, растёт в лесу и в поле, и златая Афродита – олицетворение красоты и вечной юности. На Олимпе обитает бог войны, неистовый Арес, - сын громовержца Зевса и Геры. Свиреп и неистов грозный Арес, но победа не всегда сопутствует ему. Часто приходится Аресу уступать на поле битвы воинственной дочери Зевса Афине-Полладе. У трона Зевса стоит хранящая законы богиня Фемида.

Окружённый сонмом богов на Олимпе царит Зевс, охраняя порядок во всём мире.

Культ олимпийских богов в несколько изменённом виде продолжал существовать и в дальнейшем.

Важную роль в религиозной жизни всей Греции в 8-6 вв. играли храм Аполлона в Дельфах, храм Аполлона на Делосе – религиозный центр всех ионийских греков, храм Зевса в Олимпии и др.

8-6 века являются важным этапом в развитии греческого искусства. Наибольшего развития достигает архитектура. Среди архитектурных памятников этого периода первое место по своей художественной значительности занимали храмы. Древнейшие храмы были деревянными; черты деревянного зодчества сохранились и в позднейших каменных храмах. Постепенность перехода от дерева камню наглядно выступает на примере храма Геры в Олимпии, где дубовые колонны мало-помалу заменялись каменными.

Архитектура ранних греческих храмов отличалась суровостью. Достаточно посмотреть на храм Посейдона в Пестуме (начало 5 в. до н.э.), чтобы почувствовать мощь тесно стоящих колонн с нависшими тяжёлыми капителями и массивными каменными балками, которыми перекрыты колонны.

Вершина греческой архитектуры – Парфенон – храм богини Афины Парфенос.

К концу 7-го в. сложились два вида колонн, два основных типа так называемых архитектурных ордеров – дорический и ионический. Дорический стиль получил наибольшее распространение в Южной Италии и Сицилии.

В более строгом и мощном дорическом ордере несколько утончающиеся к верху колонны лишены баз, каннелюры на стволе колонны образуют при встрече острые рёбра, венчающая капитель состоит из круглой, несколько расширяющейся к верху части и лежащей на ней четырёх угольной плиты.

В отличие от дорической ионическая колонна имеет сложную профилированную базу, каннелюры её отделены друг от друга дорожками; характерным отличием её капители являются завитки, так называемые валюты. Фриз над колоннами представляет собой сплошной пояс или ленту, покрытую скульптурными изображениями. Выработанная греками система форм осталась важным средством художественной выразительности в архитектуре.

Лучшие памятники древнегреческой скульптуры также были созданы в 5 веке до н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения – статуи 7 – 6 вв. до н.э. курос – статуя обнажённого мужчины и кура – женщины одетой в тунику. Вот описание одной из таких статуй: Курос (архаическая статуя атлета или бога); 6 век до н.э. Мрамор. Одна половина тела – зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы открылись в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Польские экслибрисы Фаворского
Искусство экслибриса по природе своей камерное и интимное, как правило, обращено к узкому кругу библиофилов и коллекционеров. Но если к нему притронется рука крупного мастера эти графические миниатюры отразят неповторимую индивидуальность ...

Портреты 30-40 гг
Качества новой свободной живописи Веласкеса, его интерес к изо-бражению пейзажной среды (два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете), стремление наполнить жизнью схемы парадных ...

Влияние на формирование творческой мысли художника
Специфическая построенность отличает композиции Васильева, придавая картинный характер даже любому его этюду. Эти свойственные живописи Васильева устремления ощущаются уже в самых ранних его произведениях, в восприятии и переработке разл ...