Рельефы и росписи

Страница 3

Как устойчивый компози­ционный принцип в рельефах (а также во фресках, которые по ком­позиции и приемам рисунка не отличались от рельефов) утвердился мотив шествия, процессии, где фигуры движутся одна за другой по фризу, через 'одинаковые интервалы, с ритмическими повторами жестов.

Классический пример такой композиции — рельеф из гробницы в Саккара. Слуги усопшего ведут быков, выступающих с царственной важностью. В нижнем поясе этого же фриза шествуют стайками гу­си и журавли. Движения слуг довольно непринужденны — они наги­баются, оглядываются назад, поглаживают быков по спине (такая вольная трактовка допускалась при изображении слуг, но никогда — при изображении хозяев). Однако равномерная повторяемость фигур, их движений и поз лишает сцену оттенка жанровости и придает ей нечто ритуально-торжественное: это не скотный двор — это вереницы живых существ движутся в вечность. Надо обратить внимание на то, с каким декоративным вкусом все это расположено на плоскости, какими безошибочно точными линиями обрисованы контуры животных и как одни фигуры по контрасту от­теняются другими. Переведем взгляд с быка на идущих внизу журав­лей и обратно: грузная мощь быка сразу почувствуется сильнее бла­годаря сопоставлению с изящными птицами, легко и деликатно сту­пающими на своих тонких ногах. Нельзя не заметить особую худо­жественную роль иероглифов в этой композиции, как и в любом еги­петском рельефе. Среди иероглифических знаков, идущих по верху фриза и заполняющих пустоты между фигурами, встречаются и фи­гурки гусей и быка — такие же, только маленькие; они чередуются с неизобразительными геометризованными знаками, и все, вместе с ос­новным изображением, создает впечатление одухотворенного узора.

Страницы: 1 2 3 

Поплярное на сайте:

Зороастризм
В глубокой древности Центральную Азию населяли иранские племена, религиозные представления которых, как считается, нашли в последствии свое воплощение в зороастризме. Зороастризм - древняя религия, возникшая на рубеже 1 - 2 тысячелетия до ...

Браманте
Браманте следует признать гениальным зодчим Высокого Возрождения. Творчество Браманте утвердило на многие десятилетия общее направление зодчества Высокого Возрождения. Его роль в архитектуре была не меньше, чем роль Брунеллески в предыдущ ...

Демоническое
Переселение было внезапным и чуть ли не случайным. Осенью 1889 года Врубель поехал в Казань навестить заболевшего отца и на обратном пути остановился в Москве — всего на несколько дней, как он предполагал. Но Москва его затянула, закружил ...