Некоторые аспекты творчества А. И. Райкина

Статьи по культурологии » Утесов и Райкин - жизнь и творчество » Некоторые аспекты творчества А. И. Райкина

Страница 6

Один из героев "Светофора" сошел со сцены и долгое время "жил" среди нас. Это ему принадлежат нередко повторяемые нами слова: "Ты меня уважаешь, я тебя уважаю, мы уважаемые люди .", "дефсит". Он убежден, что нормальные отношения между людьми могут быть только тогда, когда существует дефицит, "дефсит".

Спектакль Театра миниатюр "Избранное" знакомит нас с историей театра. В один вечер мы видим героев спектаклей разных лет. И все они такие разные. Приверженец того, что было раньше ( "раньше и кефир был лучше" ). Человек, облеченный властью, но вовсе не склонный принимать решения ( "Где горит? Что горит? Ах, сгорело?" ). Деятель Петр Сидорович, обнаруживший подобно герою гоголевского "Носа", что у него исчезла голова, но этого даже никто не заметил. Отец десяти, нет одиннадцати детей ( "целая футбольная команда", разве всех упомнишь? ). Каждому из них Райкин адресует "свой смех". Смех злой и добродушный, непримиримый и взволнованный, взывающий к совести.

Спектакли Театра миниатюр всегда были очень популярны. Райкин умел создать в нем атмосферу творчества, в которой всесторонне проявлялись исполнительские возможности и других актеров. Зритель хорошо знал артистов В. Горшенину, О. Малоземову, Р. Рому, Т. Кушелевскую, Г. Новикову, М. Максимова и других.

Товарищи по сцене, по искусству отмечают исключительную требовательность Райкина к себе, его настойчивость, работоспособность, неугомонность, умение не жалеть себя.

"Сколько раз мы восхищались тем, как репетирует Райкин, - вспоминает Е. П. Гершуни. - Безжалостно, без конца, не зная времени для сна, отдыха, еды, он может сотни раз повторять одну и ту же сцену, пока не найдет нужный ему единственный результат. А потом все равно не остановится, будет добиваться еще лучшего, еще более лаконичного, более яркого и выразительного образа" ( Гершуни Е. П. - Рассказываю об эстраде . - Л . , "Искусство" 1968.).

Уместно вспомнить и об обширной географии военных гастролей театра . Осенью 1941 г. Ленинградский театр эстрады и миниатюр выступал в Среднеазиатских республиках , в начале 1942 г. - в Сибири и на Дальнем Востоке , на самых отдаленных пограничных заставах , в частях , на кораблях Тихоокеанской и Амурской флотилий , в конце 1942 г. и в 1943 г. - на Центральном и Северокавказском фронтах . На Кавказе же Аркадию Райкину был вручен Орден Отечественной войны. В начале 1943 г. он успел сняться в кинофильме " Концерт фронту " , где сыграл роль веселого киномеханика . В 1944 г. - Белорусский фронт , в 1945 г. - Прибалтийский . " За четыре года мы, - вспоминал позднее Райкин ,- проехали много тысяч километров по всем фронтам от Балтики до Кушки , от Новороссийска до Тихого океана . . выступал перед солдатами , матросами , командирами . И нацеливал свои , как принято выражаться , сатирические стрелы туда же , куда целились бойцы ,- в фашистов ".

Разнообразен репертуар тех выступлений . Уже на третий день войны появился новый большой фельетон - " Монолог черта " , в главном персонаже которого легко угадывался " бесноватый фюрер ".

Поправками оброс довоенный фельетон В.Полякова " Невский проспект ". Артист сам дополнил его текст и усилил его патриотическое звучание . " Невский проспект " призывает к защите города Пушкина , Гоголя , Блока . В фельетоне звучит тема родного города . " Крепнет , наливается гневом голос артиста , и трепет проходит по рядам зрителей , когда Райкин , изображая бюрократа-снабженца , предлагает кому-то поделиться бензином , предназначенным для фронта " ( О.Леонидов , Прошу внимания ,- " Огонек ", 1942 , N 46 ). И совсем другой взволнованный голос рассказывал о том , что значит честное " поделимся " - жители Ленинграда часть своего голодного пайка отдавали фронту .

В фельетоне сочетаются гражданский пафос и боевой задор , гордость и любовь с ненавистью и сарказмом .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Поплярное на сайте:

Способы декоративной обработки кожи и меха
Обработкой шкур в основном занимались женщины. Сначала шкуру растягивали ремешками, продетыми в отверстия у краев на четырехугольной раме, связанной из жердей. В зависимости от погоды ее сушили иногда до двух-трех недель и более, затем ...

Формы культур
Антропологи конца XIX в. были склонны сравнивать культуру с огромной коллекцией «обрезков и лоскутков», не имеющих между собой особых связей и собранных по воле случая. С другой стороны Бенедикт (1934) и другие антропологи XX в. утверждаю ...

Исторический музей
Исторический музей построен в 1875-1881 гг. ар­хитектором В.О.Шервудом. Стены Историче­ского музея выложены из красного обожжён­ного кирпича, как и стены Кремля. Над зданием музея поднялись башни, и они напоминают кремлёвские. Открылся му ...