Древнегреческие драматурги

Статьи по культурологии » Театр в Древней Греции » Древнегреческие драматурги

Страница 1

Расцвет греческого театрального искусства связан с деятельностью великих драматургов, творивших в VI - V веках до новой эры - Эсхила, Софокла, Еврепида и Аристофана, замечательного камедиографа древности.

ЭСХИЛ (525—456 до н. э.)

В трагедии до Эсхила было ещё очень мало действия. Эсхил, автор героико-патриотических, поднимающих большие исторические и религиозно-фило­софские темы произведений, он ввёл 2-го актёра , открыв этим возможность бо­лее глубокой разработки трагического конфликта и усиления действенной стороны театр, представления.

Введе­ние 2-го актёра повлекло за собой и развитие диалога, который в старой трагедии имел лишь зачаточный ха­рактер. Эсхил был сам главным исполнителем в своих тра­гедиях, требовавших от актёра искусства создания тита­нических монолитно-героических образов.

Хор у Эсхила, состоявший из 12 человек, был настоящим действующим лицом. В его ранних трагедиях хоровые партии со­ставляют более половины пьесы; в более поздних хор играет уже значительно меньшую роль. Постановки Эсхила отличались большой пышностью и включали в себя некоторые зрительные эффекты (торжественный въезды на колесни­цах, процессии и прочее). При Эсхиле опреде­лилась классическая фор­ма строения трагедии и порядок трагического представления.

СОФОКЛ (496 - 406 гг. до н.э.) И ЕВРИПИД (485 - 406 гг. до н.э.) С завершением гре­ко-персидских войн последовал мощный политический и культур­ный подъём афинско­го демократического рабовладельческого государства, ко­торый обусловил но­вый период в разви­тии греческого искусства.

Дея­тельность Софокла и Еврипида была сле­дующим этапом в развитии греческого театра. Если у Эсхила боги, хотя бы и не­видимые, выступают на первом плане, то в тра­гедиях Софокла основное внимание уделено человеку, со всем миром его душевных переживаний, мыслей, страстей, чувств.

В трагедиях Софокла вырази­лись гражданские и нравственные идеалы антично рабовладельческой демократии эпохи расцвета. “По свиде­тельству Аристотеля (Поэтика, гл. 25), Софокл сам говорил, что он изображает людей такими, какими они должны быть, а Еврипид — такими, каковы они в действительности.”

Высокая гуманистическая направлен­ность трагедии Софокла, интерес к человеческой лично­сти и её душевным переживаниям повлекли за собой дальнейшую драматизацию театр, представления —по­явление 3-го актёра , умень­шение роли хора (несмотря на доведение числа хоревистов до 15) и увеличение диалогических частей трагедии.

С именем Софокла связывается и введение декорации живописи. Все эти театр, нововведения сделали его трагедию более живой и сценичной. Этому же спо­собствовало введение более сложных, чем у Эсхила, перипетий (т. е. переходов от счастья к несчастью и обратно) и узнаваний. Однако Софокл отказался от некоторых сценических эффектов, которыми пользовался Эсхил: у него нет торжеств, въездов царей на колесницах, не появляются призраки. _

В творчестве Еврипида нашёл отражение рост общественности противоречий периода Пелопоннесской войны и начинающегося кризиса античного полиса. В его траге­диях звучание героической темы снижается, но при этом ещё более усиливается внимание к внутреннему миру чело­века и явлениям окружающей жизни. Миф становится для Еврипида только материалом или основой, дающей возможность высказаться его современникам. Обост­рение драматических конфликтов и умение в каждой драматической ситуации найти наиболее потрясающие момен­ты в соединении с изображением тончайших душев­ных переживаний героев делают Еврипида наиболее трагичным из всех античных драматургов. В целях эмо­ционального воздействия на зрителей и в то же время усиления чисто зрелищной стороны трагедии Еврипид вводит в свои драмы сцены смерти, физических страданий, безумия, траурные церемонии, использует машины для полётов и появления богов и многое другое. Широко при­менял в своих трагедиях Еврипид и монодии* в которых душевные переживания ге­роев раскрывались не только выразит, средствами слова, но и музыки. Но хор в его драмах уже не имеет такой тесной связи с развитием действия, как у Со­фокла.

АРИСТОФАН (ок. 446 — ок. 385 до н. э.)

Древняя античная комедия, политическая по своему содержанию, достигла художественного расцвета в творче­стве Аристофана.

Высту­пив в пору интенсивного нарастания общественных проти­воречий внутри афинского общества страстным защит­ником старинной афинской демократии и выразителем дум и чаяний античного крестьянства, Аристофан исполь­зовал театр как арену борьбы за свои идеалы.

В своих сатирических произведений Аристофан вывел множество ярких социальных типов: бесчестного демагога, обма­нывающего народ и грабящего государственную казну; философа-софиста, развращающего своим учением юношество и другие типы. Положительным же героем комедии Аристофана высту­пает обычно мелкий землевладелец, обрабатывающий свою землю с помощью 1—2 рабов.

Идеологическая направ­ленность древней комедии и её происхождение из сельских празднеств в честь Диониса во многом определили её чисто театральную сторону, многое в ней сохранилось от старого античного комоса: деление хора (он состоял в ко­медии из 24 .чел.) на два полухория: агон и парабас (политические нападки, напоминающие старые насмесшливо-сатирические песни античных земледельцев).

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Условия работы актерского воображения
Можно предположить, что по той же схеме происходит взаимодействие актера с персонажем во время спектакля. Естественно, что для этого требуется высокий уровень воображения, особая профессиональная культура. Для достижения вершины актерског ...

Первобытное искусство
Первые произведения искусства каменного (первобытного) века были созданы около XXV тыс. до н.э. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские, вырезанные из бивня мамонта или мягкого камня. Нередко их поверхность испещрена ...

Юность. Годы учения
Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен. После завершения учебы в 1858 работал в конторе своего отца провинциального финансиста, одновременно посещал Муниципальную школу рисования. Поль начал ходи ...