Творчество Рафаэля: Секстинская мадонна

Статьи по культурологии » Творчество Рафаэля: Секстинская мадонна

Страница 2

Эта картина уже давно снискала славу одного из шедевров мирового искусства. «Если бы ее создатель не написал ничего больше, она одна обеспечила бы ему бессмертие», — сказал о "Сикстинской мадонне" Гётте

Эпоха Возрождения, а его дар декоратора проявился в картонах к серии шпалер для капеллы. С 1514 г. Рафаэль он был главным архитектором собора св. Петра, ведал археологическими раскопками в Риме и его окрестностях. Однако тема мадонны , к которому он не раз обращался в своем творчестве. Сколько нежности, любви и душевной гармонии в образе Богоматери! Вершиной рафаэлевского духа и мастерства стала «Сикстинская мадонна». Она давно уже вошла в сознание многих поколений людей как формула красоты. Все в этой картине служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне: и мотив раскрывающегося занавеса, и жесты святых Сикста и Варвары, и направленные вверх взгляды ангелов. Словно видение, появляется мадонна с младенцем на руках. В ее взгляде есть нечто такое, что будто позволяет нам заглянуть ей в душу. В чуть приподнятых бровях мадонны, в широко раскрытых глазах застыли тревога и предвидение трагической судьбы ее сына. Как создавался этот образ мадонны? Был ли у него реальный прототип? Эти вопросы, наверное, задает себе каждый, видевший картину. Не сохранилось ни рисунков, ни подготовительных этюдов к ней, и это способствовало появлению легенды о ее чудесном происхождении. Будто бы у художника было видение, под впечатлением которого он создал образ на приготовленном полотне. Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью, изображенной на портрете «Дама в покрывале». Это — возлюбленная Рафаэля , которую легенда позднее назвала Форнариной и сохранила о ней не самые лестные воспоминания. "Сикстинская мадонна" лицом похожа на эту женщину, но наделена совершенно другой душой. Долгое время считалось, что «Сикстинская мадонна» была написана по заказу бенедектинских монахов монастыря св. Сикста в Пьяченце. И никому не приходило в голову, почему, находясь в зените своей славы, перегруженный заказами самых высокопоставленных особ, гениальный художник написал свое лучшее произведение для далекого от Рима провинциального городка. Почему рядом с мадонной он изобразил святых Сикста и Варвару? Дело в том, что Сикстинская мадонна создавалась не как алтарный образ для собора в Пьяченце. Она должна была висеть над местом захоронения благодетеля Рафаэля — папы Юлия II. Вот почему тиара, которую снял святой Сикст, покровитель рода Реверо, перед мадонной, увенчана желудем — гербовым знаком Юлия, и черты лица Сикста немного напоминают усопшего. Вот почему явилась ему мадонна со святой Варварой, которая, по преданию, облегчает муки умирающих. Наконец, занавес и фигуры ангелочков, выглядывающих из - под нижнего края полотна, являются характерными деталями ренессансных скульптурных надгробий. Похоронили Юлия не в соборе св. Петра, до завершения строительства которого он не дожил, а в небольшом храме Сан Пьетро Ин Винколи. Родственники папы вместо скульптурного надгробия предпочли заказать живописное. Потом почему - то передумали и установили там единственную статую из задуманной Микеланджело грандиозной гробницы. Это статуя «Моисей», которая сделала церковь Сан Пьетро местом паломничества всех, кто приезжает в Рим. Каким образом оказался в Пьяченце шедевр гениального живописца, до сих пор остается загадкой. С 1754 г. " Сикстинская мадонна" поселилась в Дрездене. Ее приобрел у монастыря король Август III всего за 200 талеров. Сохранилась легенда, что когда картину вносили в зал, проходу мешал трон, тогда король сам отодвинул его со словами: «Дорогу великому». В мае 1945 г. над " Сикстинской мадонной" нависла беда. По приказу гитлеровского командования был подготовлен список картин Дрезденской галереи, подлежащих уничтожению, «чтобы не досталось русским». Его возглавил шедевр Рафаэля. Только благодаря решительным действиям советских разведчиков, картины были спасены. " Секстинскую мадонну " нашли в заминированной сырой штольне, в товарном вагоне. Московские реставраторы возвратили ей первозданную красоту, и она заняла свое прежнее место в Дрезденской картинной галерее - где собранна одна из крупнейших в мире коллекций живописи, входящая в состав Дрезденских художественных собраний. Основана в 1560 как дворцовое собрание саксонских курфюрстов, расширена в 1722; после постройки специального здания (1847-1856, архитекторы Г. Земпер, М. Хенель; разрушено при бомбардировке Дрездена в феврале 1945, восстановлено к 1956), вошедшего в дворцовый ансамбль Цвингер, была открыта для публики. В 1945 значительная часть собрания Картинной галереи, извлеченная из непригодных для хранения произведений искусства тайников, была вывезена в СССР и после реставрации возвращена в 1955 в Дрезден. Основная часть Картинной галереи - Галерея старых мастеров: картины Я. ван Эйка, Джорджоне, Рафаэля (в том числе знаменитая "Сикстинская Мадонна"), Тициана, Корреджо, П. Веронезе, А. Дюрера, Х. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха Старшего, П. П. Рубенса, Рембрандта, Я. Вермера Делфтского, Д. Веласкеса, Н. Пуссена, А. Ватто и других. Галерея новых мастеров (расположена в замке Пильниц близ Дрездена) хранит живописные произведения европейских художественных школ XIX-XX вв. Помимо Картинной галереи в Дрезденские художественные собрания входят Музей художественного ремесла, Нумизматический кабинет, Скульптурное и Графическое собрания, "Зеленый свод" - уникальная коллекция произведений декоративно-прикладного искусства.

Страницы: 1 2 3 4

Поплярное на сайте:

Мода третьего тысячелетия
Самая-самая девушка наступающего XXI века. Женское непостоянство, куда уж от него деваться. Десять лет назад кричали, что мы, мол, независимые, нам плевать, нравимся мы мужчинам или нет, будем одеваться и стричься, как хочется только нам ...

20-е. Свобода женщинам
Межвоенное поколение 20-х годов не потерялось именно благодаря писателям, культивировавшим образ этого десятилетия. Романы Хемингуэя, Фицджеральда, Ремарка навечно сохранили эпоху, возникшую на раздавленных танках предыдущего десятилетия. ...

"Уплощение", игнорирование линейной перспективы
Любая передача объема нежелательна, так как привлекает внимание к телесной сущности изображаемого в ущерб сущности духовной. Фигуры становятся двухмерными. С этой же целью широко применяемая ранее техника энкаустики, дающая слишком " ...