Космогонические мифы

Статьи по культурологии » Стихии » Космогонические мифы

Страница 4

Процесс творения может совершиться в результате волевого акта самого творца или в ответ на чью-либо просьбу, мольбу; часто (особенно в архаических мифологиях) в результате ошибки, оплошности (в австралийских мифах два человека забывают поднять с земли копья, из которых вырастают чудесные деревья; в мифах индейцев апапокува –гуарани старший брат солнце творит вселенную, исправляя ошибки младшего брата – месяца и др.).

«Материальным составом» творимых объектов чаще всего служат либо части тела, слово и т.п. любого из творцов (бога или человека, иногда животного), как при порождении (возникновение мира из тела убитого гиганта, например аккадский Тиамат), либо элементы, смешанные в хаосе (Апсу и Тиамат в аккадской мифологиях, египетская, греческая, китайская, японская версии, также изредка в мифах индейцев). Практически универсальный мотив возникновения мира из первозданных вод, часто отождествляющихся с хаосом (мифология Двуречья, Египта, Индии, Греции, Японии, Океании, Африки, Америки); создание вселенной из пены, ила, грязи: пена и ил, плавающие в первозданном океане (мифология индейцев миштеков), грязь (гавайский миф). Космогенез предстает как развитие из яйца мирового или из близких ему образов, например, из двухстворчатой раковины, из скорлупы. Вселенная может создаваться творцом с привлечением различных других сил (также осмысляющихся как ее части): с участием божеств четырех сторон света (четыре брата в мифологии индейцев виннебаго; четыре бога, сотворенных первозданным океаном Лова в мифах туземцев Маршалловых островов), духов, с помощью гигантского змея, поддерживающего землю (скандинавский Ермунганд, огромный змей Мидгарда, опоясывающий мир; Айдо-Хведо–змея-радуга в дагомейской мифологии).

Два других типологических параметра космогонических мифов представляют крайние точки эпохи творения, т.е. начало и ее конец. На уровне мифологических персонажей им соответствуют творец и тварь, среди которых последнее звено в цепи творения – человек, о его происхождении повествуют антропогонические мифы как составная часть космогонической мифологии. С сотворением человека, вместе с тем, открывается уже другая серия мифов, связанная с человеческими деяниями, с достижениями и завоеваниями культурного героя (обычно уже в узкоземном масштабе) вплоть до рубежа мифического времени.

Творец, если он вообще существует в данной космогонической традиции, как некое первое существо может иметь божественную космическую природу: («высший бог» Темаукль, или «тот, что наверху», «один на небе», создатель неба и земли, о котором говорят, что не было времени, когда бы Тамаукля не было в мифах индейцев Огненной Земли); «первый бог», создавший мир и в дальнейшем редко вмешивающийся в дела людей (праздный бог), возникший из первородного хаоса или океана или нашедший сам себя (обнаруживший себя в пустоте и безвидности), «делатель земли»; космические родители: небо-отец и земля-мать (иногда речь идет о двух началах – мужском, идущим от неба, и женском, идущем от земли, которые сливаясь порождают отца и мать, находящихся между небом и землей).

Творец, обладающий человеческой природой (во всяком случае более близкой к ней, чем к божественной; на грани того и другого–демиург), – это первочеловек, культурный герой, основатель данной культурной традиции. Творец иногда имеет облик животного: ворон, койот, корова, ящерица, червь (участие змея в сотворении мира), гагара и т.п.

Таким образом, по трем перечисленным параметрам космогонический миф отвечает схеме типа «некто сотворил неким образом нечто (некоего)».

С самых ранних ступеней развития коллектива его общественным сознанием, обслуживающим важные практические потребности общины, была мифология. Ее зарождение связано со стремлением людей осознать отношения между человеком и природой, а тем самым и осмыслить социальные и духовные отношения. В основе мифологических представлений лежала архаическая, неразвитая, примитивная форма веры в сверхъестественное – магические верования. Но в то же время мифы имели чувственно-конкретный, наглядный, художественно-образный характер. Они были одним из проявлений развивающегося воображения человека. Мифы включали в себя зачатки художественной образности и этических представлений, т.е. зачатки искусства.

Страницы: 1 2 3 4 5

Поплярное на сайте:

Идейно – эстетические параллели
Для Льва Толстого, как он сам писал, “Руссо и Евангелие два самых сильных и благотворные влияния” на его жизнь. Влияние идей Руссо на Льва Толстого - факт общеизвестный. Русский писатель сам об этом неоднократно говорил. Примечательно ег ...

Основные идеи направления
Одним из первых шагов сюрреализма было также сосредоточение на своеобразно пассивно-активной роли автора, когда субъективное определялось как объективное, как игра могучего подсознательного, существующего будто бы само по себе, независим ...

Рождение языка кино
Раннее кино не было столь уж примитивным, каким мы его иногда представляем. Кино понемногу обретало свой язык – истории становились всё сложнее, всё длиннее, делились на множество отдельно снятых кусков. Но однообразие уже приедалось; ино ...