Первые поселения

7 июня 1837 года высаживается десант русских войск на мыс Адлер, где создается укрепление. Ему дали название “Святого духа”.

13 апреля 1838 года, эскадра русского Черноморского флота под командованием контр-адмирала Артюхова высадила в устье реки Сшатче (по убыхски) десант генерал-майора Симборского, который занял расположенное здесь урочище и господствующую высоту, впоследствии названную Батарейка. В журнале Симборского была зафиксирована совершено точная дата - 21 апреля 1838 года - о закладке в этой местности форта Александрия.

3 мая 1838 года войска десантируются в районе реки Шахе, где вскоре начинается постройка форта Головинский.

7 июля 1838 года в устье реки Псезуапсе был заложен форт Лазаревский.

Жизнь солдат в крепостях Черноморской укрепленной линии проходила в постоянных тревогах и заботах. Русские солдаты и матросы с трудом переносили субтропический климат и умирали от малярии.

В 1839 году в связи с сходством названия с другим укреплением Черноморской береговой линии и во избежание недоразумения, форт Александрия был переименован в Навагинский, в честь известного полка.

Во время Крымской войны 1853-1856 годов все укрепления на Черноморском побережье в стратегических целях были разрушены, а гарнизоны эвакуированы. Солдаты фортов Навагинского, Лазаревского и Святого Духа были сосредоточены в Новороссийске. После окончания войны турки усиливают среди горских племен враждебную пропаганду против России, провоцирую их на вооруженную борьбу.

В середине 1862 года русские войска начали продвижение вдоль побережья и в глубь гор. 21 марта 1864 года сформированный в помощь регулярным войскам отряд из станицы Даховской Кубанской области вновь занял бывшее Навагинское укрепление, которое получило название пост Даховский.

Первыми поселенцами поста были отставные солдаты царской армии и матросы Черноморского флота. Здесь был открыт госпиталь собравший около 700 солдат, которым за участие в войне срок службы был сокращен с 20 до 15 лет.

Позднее появились переселенцы из Кубанской области и центральных губерний России. Они получали надел в 30 десятин на семью и денежную ссуду на приобретение скота и земледельческих орудий. Организация хозяйства в новых условиях требовала определенных знаний и опыта. Кроме того, при устройстве селений крестьяне по традиции селились в низменных местах, в долинах по течению рек где бушевала малярия. В итоге переселенцы бедствовали, многие семьи вымирали, другие бросали хозяйства и уходили от гибельных для них мест.

Посад Даховский - центральный поселок

С целью оживления экономического развития края, царское правительство стремилось привлечь сюда людей состоятельных и предприимчивых путем продажи им на самых льготных условиях свободных участков казенной земли.

В 1868 году была предпринята попытка привлечь и организовать из интеллигенции обладающей опытом и знаниями в области сельского хозяйства и промышленности, товарищество способное освоить этот край. Под руководством братьев Петра и Александра Верещагиных такое товарищество было основано в количестве 50 человек и после обследования вариантов остановило свое внимание на месте поста Даховского, где было решение устроить центральный поселок.

Однако неблагоустроенность территории, отсутствие путей сообщения, трудности получения промышленных товаров из центральных районов и сбыта сельскохозяйственной продукции не способствовало развитию частного предпринимательства.

В 1874 году гражданское население поста Даховского составляло всего 15 семей, но это дало возможность перевести его на положение посада, то есть гражданского поселения.

Между тем участки продавались, раздавались или разыгрывались в лотерею в пользу благотворительных организаций. Многие владельцы, получившие таким образом землю от 200 до 500 десятин, попросту не имели представления где это находится, так как проехать сюда для осмотра было весьма непросто.

Оживление началось со строительством в 1882 году железной дороги Тихорецк - Новороссийск и в 1887 году Новороссийско-Сухумского шоссе. Дорогу от Туапсе до посада Даховского строило Управление общественными работами, а от посада до Нового Афона - Кавказский округ путей сообщения.

В поисках средств к существованию на строительство этого шоссе хлынули крестьяне, гонимые голодом и нуждой, вызванными неурожаем в центральных губерниях России. Непривычные к климату, ослабленные непосильным трудом, лихорадкой, они умирали здесь тысячами.

Поплярное на сайте: