Характеристика искусства Германии XVIII века

Статьи по культурологии » Искусство Германии 17-18 веков » Характеристика искусства Германии XVIII века

Страница 1

На рубеже XVII и XVIII столетий в немецких землях после долгого, полуторавекового упадка начинается медленный экономический и куль­турный подъем. При этом Германия продолжала оставаться раздроблен­ной страной, конгломератом мел­ких государств. Экономический по­тенциал большинства из них был ничтожен, однако на общем фоне возвышались и крепли Пруссия и Австрия, чье соперничество отража­лось на событиях всей немецкой ис­тории XVIII века.

Города, игравшие столь значитель­ную роль в искусстве Возрождения: Нюрнберг, Аугсбург, Франкфурт, -лишаются прежнего значения. Зато бурно развиваются Берлин и Вена, а также Дрезден — столица богатой и сильной Саксонии. Роль главного центра на католическом юге страны переходит к Мюнхену. Некоторые области немецкого изобразитель­ного искусства в XVIII веке вновь достигают европейского уровня. Ве­дущее место принадлежит архитек­туре. Но отсталость общественного развития в Германии обусловила преобладание иных (по сравнению с Францией) акцентов в ее искус­стве. На протяжении большей части века здесь господствует позднее ба­рокко, обслуживающее князей и церковь.

Немецкое искусство начала XVIII века по-прежнему зависело от искус­ства соседних стран. На юге Герма­нии и в Австрии преобладало италь­янское влияние. Приглашенные из Италии архитекторы в конце XVII - начале XVIII столетия возвели по­стройки, послужившие отправными точками для немецких зодчих, кото­рые, однако, не следовали слепо за итальянской архитектурой, а созда­вали свой национальный вариант барокко. Многие произведения не­мецкого зодчества этого времени принадлежат к лучшим образцам барочного стиля.

На севере страны сильнее было влияние Франции. Впрочем, воздействие итальянцев проникало и сюда, сказываясь, в частности, в творче­стве архитектора и скульптора Шлютера.

Андреас Шлютер (ок. 1660-1714) работал в Берлине при дворе курфюрста Фридриха III. Работы Шлютера говорят о знакомстве его с искус­ством Бернини и с французским классицизмом XVII века. Образцом для его конной статуи Фридриха-Вильгельма (Великого Курфюрста-Берлин, 1698- 1703)послужил памят­ник Людовику XIV работы Жирар­дона. Но статуя Шлютера отлича­ется иным, типично барочным ощу­щением формы, она тяжелее, во подвижнее. Пластическая мощь ощущается и в фигуре курфюрста и в фигурах четырех рабов, которые Шлютер поместил по углам пышного постамента. Для украшения дворовых окон берлинского Цейхгауза Шлютер вьполнил замечательную серию голов уми­рающих воинов(1698-1699). Скульп­тура барокко охотно обращалась к передаче всевозможных аффектов.

Шлютер вносит большое разнооб­разие в изображение страдания. Од­нако он не ставит своей целью толь­ко потрясти зрителя: суровые, энергично вылепленные головы героев заставляют думать не только о стра­даниях, но также о силе и муже­стве.

Тогда же Шлютер назначается глав­ным архитектором королевского дворца в Берлине. Общий облик этого долго строившегося и разностильно­го здания определили именно те его части, которые были созданы Шлютером. Больше всего удался архи­тектору выстроенный из серого камня южный фасад (1698-1706) с двумя мощно выступающими риза­литами. Каждый ризалит имел че­тыре колонны гигантского ордера, которые покоились на рустован­ном цоколе. Их вертикали подчерки­вались статуями на балюстраде. Своим строгим величием эти порта­лы напоминали творения француз­ской архитектуры XVII столетия.

В отличие от постройки Шлютера архитектура дворца Цвингер, соз­данного в Дрездене в 1711-1722 го­дах Даниелем Пёппельманом (1662-1736), не имеет прямых аналогий в европейском зодчестве. Ансамбль Цвингера представляет собой пря­моугольный двор, образованный шестью двухэтажными павильона­ми и соединяющими их галереями. С северо-востока ансамбль остался недостроенным. Позднее (уже в XIX веке) двор Цвингера был замкнут зданием Картинной галереи. Цвин­гер предназначался для всякого рода празднеств, что во многом определи­ло своеобразие его архитектуры. Обширный двор должен был слу­жить для парадов и зрелищ, а окру­жающие его павильоны — своеоб­разными театральными ложами. Пёппельман проявил много фантазии и изобретательности в украше­нии павильонов. Особым изящест­вом отличаются расположенные друг против друга «Павильон на ва­лу» и «Павильон с колокольчиками» (получивший такое название из-за часов с боем). Они буквально тонут в пышном декоративном убранстве. Нижние этажи их украшены полу­фигурами гримасничающих атлан­тов работы австрийского скульпто­ра Бальтазара Пермозера. Карнизы второго этажа, кажется, готовы об­рушиться под тяжестью статуй, де­коративных ваз, маскаронов, увенчи­вающих громадные окна, и цветоч­ных гирлянд. Но весь этот обильный декор только подчеркивает легкость конструкции павильонов. В архитек­туре Цвингера выступают черты, предвосхищающие рококо: несколь­ко капризная игра форм, легкость, декоративность. Но в ней нет еще той интимности, к которой позже будет стремиться дворцовая архитектура. Сам размах постройки, изобилие пластического декора говорят об эпохе барокко.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Поплярное на сайте: