О керамике и израцзе

Страница 2
В технике обжига важен каждый градус, каждая минута, т.к. один и тот же состав поливы при разном режиме обжига может дать различную цветовую окраску. Основных цветов в русском изразце пять – белый, желтый, синий, зелёный, коричневый. И не счесть оттенков. Расцвечивают изразцы глазурями, эмалями – непрозрачными ''глухими'' глазурями, ангобами.

''Глазурь – тонкий (0,1…0,3 мм) стекловидный слой, нанесённый на поверхность керамического изделия и закреплённый на нем обжигом. Эмали предохраняют керамические изделия от загрязнения, придают им красочность, снижают влагопроницаемость. Правильно подобранная глазурь повышает прочность керамических изделий. Глазуровать можно как нерасписанные изделия, так и расписанные подглазурными красками и ангобами''.

Глазурь наносится на поверхность изделия костью, а так же окунанием и обливанием.

В качестве красящих компонентов в состав глазурей вводят: оксид меди CuO – для получения зелёного и сине-зелёного цветов; оксид хрома CrO3 – зелёный краситель; оксид марганца MnO – придающий коричневый, фиолетовый и розовый цвета; оксид кобальта CoO – придающий синий цвет различных оттенков; селенокадмиевые пигменты – цвет от оранжевого до алого; оксид железа Fe2O3 – цвет от желтого до коричневого и др. вещества.

После высыхания глазури изделия обжигают, а чтобы глазурь не потрескалась, изделия должны остывать медленно вместе с печью.

''Ангоб – это глина, разведённая до консистенции сметаны. Ангоба различных цветов получают двумя способами. Первый – подбор природных глин, которые после обжига окрашиваются в разные цвета.

 
Натуральные ангобы имеют приглушенную окраску. Цвет их в основном тёплый: красно-оранжевый, красно-коричневый, серый, жёлтый и др. Смешивая натуральные ангобы между собой, можно получить множество тончайших оттенков. К ним нужно прибавить ещё беложгущуюся глину. Приобрести глины, имеющие разнообразную натуральную окраску, довольно трудно, к тому же в их палитре отсутствуют холодные цвета – синие, зелёные, а также черные. Поэтому гончары окрашивают белую глину в нужный цвет солями металлов''.

Готовые ангобы часто имеют неопределённую окраску, и трудно поверить, что после обжига они приобретают конкретный, ярко выраженный цвет. Цветные ангобы наносят на поверхность изделия кистью, рожком.

Роспись ангобами производится до обжига, когда изделие находится в кожетвердом состоянии. Оно уже подсохло, но ещё содержит достаточно влаги. Именно это обеспечивает наиболее прочное сцепление ангобов с его поверхностью.

Роспись выполняют либо непосредственно на изделии, либо после предварительной грунтовки белым ангобом. Настоящий цвет у ангобов проявляется после обжига. Многие из них имеют мягкую, приглушенную окраску, но если перед обжигом на ангобы был нанесён тонкий слой глазури, краски становятся сочными и яркими.

Испокон веку мастера подбирали материалы, которые между собой ''дружат''. Восточные керамисты приметили, что на лессовых, богатых кальцием глинах, которые преобладают в Средней Азии, хорошо, прочно держатся щелочные эмали и глазури. На их основе окиси меди и кобальта дают очень яркие голубые и синие тона. Наши же русские глины большей частью красные, богатые железом. На них лучше держатся глазури и эмали, богатые свинцом и оловом, на основе которых те же самые окиси меди дают не голубые, а зелёные тона, синий же цвет выходит более блёклый Множество различных секретов таит в себе техника изразца, но не менее богата загадками и его история.

Страницы: 1 2 

Поплярное на сайте:

Выставка Западноевропейского оружия XV-XVII вв
В зале размещено богатейшее собрание западноевропейского оружия XV—XVII веков. В экспозиции отображена эволюция оружия в XV—XVII веках. Сразу при входе в зал № 243, слева, можно видеть вооружение XV века. Рядом с кольчугой, защищавшей те ...

Тенденции символизма в станковых работах. Московский период
Врубель пробовал свои силы в самых разнообразных жанрах и техниках – в монументально – декоративных панно, декоративной скульптуре, театрально – декорационной живописи, витраже, прикладном искусстве и даже в архитектуре. Он хотел быть ун ...

Художественно-эстетическая феноменология направлений авангарда
Абстракционизм (абстрактное искусство). Главными теоретиками и практиками были В.Кандинский, П.Мондриан. Абстракционизм отказался от изображения форм визуально воспринимаемой действительности, от изоморфизма и ориентировался исключительно ...