Первые шаги

Страница 2

Импрессионизм, достигший в 70-е годы своего наивысшего расцвета, хотя еще и не признанный, был первой художественной школой Гогена, которого привлекли и некоторые элементы программы импрессионистов, и главным образом их боевой дух, сопутствующий борьбе против официального салонно - академического искусства.

Отрицая академические традиции, превратившиеся в тормоз для дальнейшего развития искусства, импрессионисты вместо закостеневших условных норм, за пределы которых не должен выходить живописец, выдвинули новый принцип подхода к изображаемому предмету. Прежде всего, они требовали внимания к повседневной жизни человека, к природе, его окружающей, и главным образом правдивости изображенного. Они выходят со своими мольбертами из ателье и работают на пленере, стремясь как можно непосредственнее передать на полотне то, что они видят, свое личное восприятие жизни, а не абстрактно - условное его изображение, соответствующее канонам академической живописи. Работа на пленере пробудила и особое внимание к солнечному свету, растворяющему все краски, уничтожающему локальные цвета и объединяющему их в единую цветовую гармонию. Новое понимание импрессионистами света и колорита приводят их к новым техническим приемам, к раздельному мазку, к использованию дополнительных цветов, к утонченным красочным нюансам, передающим вибрацию воздуха, к стиранию четких очертаний предметов, находящихся в постоянном движении.

Все эти проблемы занимают Гогена, который начинает работать в той же манере. Написанная им в 1875 году, вскоре после первой выставки импрессионистов, «Сена у Йенского моста» (хранится в Лувре, Париж) и по композиции, и по характеру мазка, и по неясным контурам нескольких фигурок на берегу близка к импрессионистам. Белый снег, отражающий падающий на него свет, позволяют Гогену использовать импрессионистские приемы, которым он только учится овладевать.

Успехи на бирже дают Гогену возможность не только широко жить, но и приобрести значительную коллекцию картин современных французских художников, свидетельствующую о его вкусах. Сюда входят Эдуард Мане, Писсарро, Сислей, Мари Касса, Сезан, Ренуар, Клод Моне, Гийомен, Йонкинд, Домье и т.д. На этих картинах Гоген учится, копирует их, зачастую перенося отдельные понравившиеся ему детали в свои работы.

Очень скоро Гоген уже не может довольствоваться работой для самого себя, он хочет проверить свои силы на зрителях, убедиться, что он трудится не впустую. В 1876 году Гоген посылает свою картину «Лесная чаща в Вироффе» в Салон. Картина была принята, выставлена и даже получила некоторый отклик в прессе. Но этого ему кажется мало, участие в Салоне его не удовлетворяет. Он выставляет свои картины и статуэтки на выставках «группы независимых художников» - так официально называют себя импрессионисты. Шестая выставка приносит Гогену настоящий успех. Особое внимание критики привлек этюд обнаженного тела (известный также под именем Сусанны), написанный Гогеном с его служанки Жюстины.

« .Я счастлив аплодировать художнику, который, как и я, испытал неодолимое отвращение к манекенам .» - писал Гюисманс.

Рвение Гогена усиливается еще больше. Он уже не просто с благодарностью принимает приглашения участвовать в той или иной выставке. С ним считаются, и Писсарро, его учитель и один из ведущих художников - импрессионистов, обращается к нему за поддержкой и следует его советам.

Перед Гогеном встает вопрос: либо продолжать банковскую карьеру и быть чужаком, выскочкой и в какой-то степени нежелательным элементом среди прочих художников, либо навсегда связать свою судьбу с искусством, окончательно и бесповоротно порвав с прежним образом жизни. Гоген выбирает последнее: после одиннадцати лет работы в банке и на бирже он оставляет ее, переставая быть «воскресным художником». Таким образом, 1883 год является для Гогена поворотной вехой в его жизни.

1883 год - год экономического и эстетического кризиса. Среди импрессионистов назревали серьезные разногласия, когда импрессионизм, к которому примкнул и Гоген, переживает серьезный кризис, вызванных тем, что представители этого направления приходят к твердому убеждению, что они исчерпали свои художественные возможности. Начинается пора скитаний, поисков случайного заработка и всевозможных несчастий.

Гоген вместе с Писсарро приезжает в Руан, где жизнь ему кажется, более дешевой и где он надеется найти покупателей для своих произведений. Во время пребывания Гогена в Руане им была создана картина «Автопортрет с палитрой». Любопытна композиция портрета, написанного где-то на мансарде, балки которой загромождают весь задний план, сохраняя только тесное пространство для художника с его мольбертом. Чтобы подчеркнуть нарочитую непостроеность композиции, Гоген выставляет за пределами полотна зеркало, в которое он смотрелся в процессе работы.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Характеристика индивидуальных этических воззрений французских просветителей
Дидро, Ламетри, Гольбах и Гельвеций придерживались в сущности одного и того же этического учения, но между ними были по ряду вопросов морали и расхождения. Наиболее полно разработал философию морали Гельвеций, на него опирался и Гольбах. ...

Актуальность позиций французских просветителей
Жан-Жак Руссо преподал уроки здравой морали, которые остаются актуальными и в наши дни. Ядро всякой деятельности составляет мудрость. Даже "при самых неблагоприятных обстоятельствах человек мудрый всегда имеет возможность стремиться ...

Жизнь и творчество Феофана Грека
Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность ...