Певец русской природы

Статьи по культурологии » Певец русской природы

Страница 3

Недосказанность повышает поэтическую прелесть этого пейзажа: пустая скворечня на высоких еще голых ветвях тополя напоминает, что скоро должны вернуться ее обитатели, незакрытая дверь служит приметой того, что здесь только что был человек. Построение «Марта» отличается исключительной простотой, ясностью и точностью. Край деревянного дома с его уходящими в глубь картины досками, а также широкая полоса оттаявшей дороги вовлекают жителя в картину, помогают ему мысленно в нее войти, но от большинства других пейзажей Левитана «Март» отличается более замкнутым, уютным характером; движение вглубь несколько ослабляется созвучными с очертаниями дороги линиями стройно изогнутых, расходящихся веером белых стволов, которые, трепетно изгибаясь, выделяются на синем небе и на темной хвойной зелени. Горизонтальный край снежного поля делит картину на две разные части и вносит в нее нотку спокойствия. Эти простые соотношения линий не навязчивы: все кажется простым, естественным и даже незамысловатым, и все же выделение этих композиционных линий придает скромному уголку и законченность, и завершенность. К этому пейзажу Левитана нельзя ничего прибавить, от него нельзя ничего отнять. В отличие от более ранних пейзажистов, которые стремились показать весь предмет, уместить в пределах картины все дерево, весь дом, Левитан складывает свою картину как бы из отдельных отрывков, срезанных рамой, но все эти части, фрагменты образуют законченное целое, составляют своеобразное единство. Никогда еще прежде он не находил в природе такой счастливой завершенности, как около этого деревенского дома, на опушке леса.

Левитан сумел по-новому, свежо, проникновенно передать красоту деревенской улицы, трогательную околицу села, загадочность омута, осенний листопад, дрожащие обнаженные осины и рощи белоствольных берез, мартовскую оттепель и голубые тени на рыхлом ноздреватом снегу. Все сияло, пело и совершенно покоряло зрителей, узнавших в левитановских пейзажах свое, сокровенное, родное, чему название – Русь.

Критики окрестили Левитана «певцом закатов и осенней скорби». Но он не любил этого прозвища.

Левитан умер за несколько лет до первых вспышек народных восстаний 1905г. Он ждал их, в них верил. Но старый недруг бедняков – туберкулез – свалил мастера в период наибольшего расцвета его таланта.

Сейчас многие работы Левитана находятся в Третьяковской Галерее. С их появлением, появлением работ Репина, Сурикова и многих других современников этих живописцев настает блистательный период русского искусства.

«Владимирка». 1892г., Государственная Третьяковская Галерея

«Март», 1895г., Государственная Третьяковская Галерея

«Осенний день. Сокольники.» 1879г. Государственная Третьяковская Галерея

Страницы: 1 2 3 

Поплярное на сайте:

Фаросский маяк
Александр Македонский, завоёвывая мир, заложил немало городов. Он основал Александрию при Иссе, Александрию на Тигре, Александрию Кавказскую, Александрию Крайнюю (современный город Ленинабад), Александрию Ариану (нынешний Герат) и много д ...

Творчество военных лет
Творчество военных лет носит преимущественно личный и тайный характер. Заказы составляют весьма малую часть работ Гойи. Лучшие творения художник создал как потаенную летопись эпохи, которую невозможно можно было обнародовать при французск ...

Искусство Италии XIV-XVIII вв
Кризис феодализма и зарождение на юге Европы, в Италии, капиталистических отношений ознаменовали начало нового этапа в истории человечества, открыли новые пути для развития искусства. В борьбе с религиозным мировоззрением, господствовавши ...