Вершина классической русской трагедии

Статьи по культурологии » Отечественная трагедия » Вершина классической русской трагедии

К началу третьего тысячелетия от Р.Х. культурный проект "Великая Русская Литература" благополучно финишировал, обретя черты совершенства и внутренней целостности, свойственной всем завершенным проектам

Великорусская литература отныне - область мифологии и фольклора. К нашей действительности она имеет примерно такое же отношение, как поэмы Гомера - к стихам Кавафиса или исландские саги - к пьесам Йона Фоссе.

Иначе говоря, она остается кладезем архетипов и фабул, остается частью русского языка, но все попытки встроиться в ее тело, стать ее частью в худшем случае будут отдавать некрофилией, а в лучшем - станут филологическим экзерсисом, стилизацией под старину в духе Оссиана, Лонгфелло, Тредиаковского.

Все сказанное имеет прямое отношение к русской трагедии - этот жанр вобрал в себя все достоинства, недостатки и противоречия, свойственные проекту "Великая Русская Литература" как таковому

Первыми и последними "настоящими" русскими трагиками были Сумароков, Княжнин и Озеров. Таких образцово-правильных, пассионарных и одновременно живых (для своего времени) трагедий не написал после них ни один русский драматург. Предельность страстей, не знающая компромиссов борьба враждебных начал, торжество непоколебимых принципов, явленное зрителям в гибели тех, кто восстает против неба, - все это мы найдем в текстах восемнадцатого столетия. И здесь же - художественные открытия, намного опередившие свое время.

Созданный сумароковским гением Димитрий Самозванец воплощает в себе не только абсолютное зло:

Я враг природы всей, Отечества предатель И сам Создатель мой - мой ныне неприятель.

За демонстративной кровожадностью Самозванца кроется неизлечимое русское самоедство, мазохистские комплексы "подпольного человека", честь открытия которого традиционно отдана Достоевскому:

.И если б было льзя с собою разделиться, Я стал бы мукою своею веселиться, Готовый сам себе в мученье сострадать И на отчаяние отчаян соглядать.

(В скобках заметим, что монументальностью сумароковского слога восхитились сегодняшние критики, увидевшие постановку "Димитрия Самозванца" в театре на Перовской. А "крылатые фразы", в частности, словарь политических фельетонистов, с запозданием на двести с лишним лет пополнила финальная реплика Димитрия.)

Поплярное на сайте:

Хоры Башкирии
Хоры, певческие коллективы проф. или самодеят. музыкантов, совместно исполняющие вок. музыку с инструм. сопровождением или без него (а-капелла). Унисонное хоровое пение появилось среди башкир в кон. 19 - нач. 20 в. Очагами распространения ...

Исторический музей
Исторический музей построен в 1875-1881 гг. ар­хитектором В.О.Шервудом. Стены Историче­ского музея выложены из красного обожжён­ного кирпича, как и стены Кремля. Над зданием музея поднялись башни, и они напоминают кремлёвские. Открылся му ...

Форма и символ яйца в искусстве
Символ яйца занимает умы человечества еще с древних времен. Яйцо – символ зарождения новой жизни, продолжения рода, Вселенной, так как по представлениям древних Вселенная появилась из яйца. Форма яйца, как яркий мифологический образ, несу ...