Литые мечи и мотыги

О литых мечах уже говорилось раньше. Они, как и топоры,— одни из первых отливок в истории литья. Вряд ли можно найти хоть один народ, который, владея мастерством литья, не изготовлял бы бронзовых мечей. Этого требовали как хозяйственные работы, так и нужды защиты. Мечи раньше других бронзовых изделий становятся произведени­ями искусства (рис. 5, а). Со времени появления первых литых бронзовых мечей и до современных, изготовляемых самыми различными приемами, оттенок художественности является обязательным их атрибутом. А изделия русских оружейников во многих случаях становятся непревзойденными произведениями искусства.

Древние мечи, найденные при археологических раскопках, часто снабжены не только замысловатыми рукоятями с литыми узорами, но и богатой инкрустацией из серебра, золота и драгоценных камней. Любыми средствами литейщики придавали оружию оттенок художественности, привлекательности. На рис. 5,

б изображены цельнолитые бронзовые мечи, изготовленные в Закавказье в I тысячелетии до н. э. Они снабжены орнаментированными украшениями, а некоторые из них — даже сложными изображениями в виде животных, геометрических фигур и т. п.

Нанесение рисунка осуществлялось иногда весьма простым способом — напайкой капелек расплавленного воска на восковую модель. Такая орнаментировка имеется на мечах кобанской культуры (первая половина I тысячелетия до н. э.). На этих мечах (рис. 5, в), хранящихся в Государственном историческом музее (г. Москва), хорошо прослеживаются как способ нанесения рисунка, так и сама техника литья. Рисунок на ручке меча выполнен накапыванием нескольких рядов точек расплавленного, но весьма вязкого воска. При этом многие бугорки воска оставлены в естественном виде, без заглаживания и изменения их конфигурации. Подробное исследование мечей кобанской культуры позволило установить высокую технику их литья, существовавшую на территории нашей страны более 2,5 тысячи лет тому назад.

Рис. 5. Древние мечи:

а — ближневосточные;

б — закавказские;

в — кобанской культуры.

Если бронзовые мечи во многих странах изготовляли цельнолитыми, то мечи кобанской культуры выполняли биметаллическими, используя метод налива. Этот метод во многих странах распространился позже, с появлением железа: на инструмент (лезвие, острие и т. п.) из стали при этом наливалась бронзовая державка, навершие или просто часть, представляющая собой украшение изделия. В мечах кобанской культуры бронзовая рукоять наливалась на бронзовое лезвие. Это позволяло клинок меча или кинжала отливать из твердых сортов бронзы, а возможно предварительно и проковывать их, а рукояти — из мягкой бронзы, с хорошими литейными свойствами и цветом.

Рис. 6. Каменная форма для литья мечей.

Однородные мечи и кинжалы отливали в каменных формах (рис. 6). Биметал-лические мечи изготовлять в каменных формах было весьма трудно, поэтому их, как правило, отливали по восковым моделям. Следы от литниковой системы, а также своеобразно нанесенная орнаментовка кобанского меча позволяют достоверно установить способ его изготовления по выплавляемым моделям. К заранее изготовленной (быть может прокованной и отшлифованной) полосе (клинку) приделывали рукоять из воска. Такую своеобразную восково-металлическую модель заформовывали, затем из полости выплавляли воск, форму просушивали и заливали.

Бронзовые мотыги, наряду с топорами и мечами, у многих народностей бронзового века считались наиболее распространенными и дорогими изделиями. Литье мотыг представляет собой что-то среднее между литьем вислообушных топоров и топоров-кельтов, уже описанных выше. Вряд ли появление других отливок играло такую же огромную роль в судьбе народов, их прогресса, какую сыграло появление литых бронзовых топоров, мечей и мотыг — основных видов орудий труда и оружия в бронзовую эпоху. Такие отливки потребовали больших количеств бронзы, совершенных печей и наиболее эффективных методов формовки. Не случайно появление этих изделий почти везде связано с быстрым развитием литейного производства.

Поплярное на сайте:

Мемориальные доски на местах боев
Места июльских боев 1941 года на улицах города увеко­вечены рядом памятных досок. Одна из них установлена на здании клуба милиции по проспекту Ю. Гагарина (дом № 15). До войны здесь размещалась межобластная школа милиции, курсанты и коман ...

Тайницкий сад
Тайницкий сад расположен в нижней части Кремля, вдоль стены, выходящей к Москве-реке. При первом взгляде на Лобное место является вопрос: когда и по какому случаю сооружено оно в Москве среди городского торга? История не дает на это реши ...

Памятник К.Минину и Д.Пожарскому
Памятник этот стоит на самой середине Красной площади, несколько к востоку от кремлевской стены, и значение его для нас, русских, велико бесконечно. Такого памятника нет ни на одной из площадей Европы. Как ни велико значение нижегородско ...