Образ Мадонны в современной живописи

Статьи по культурологии » Образ Мадонны в мировом искусстве » Образ Мадонны в современной живописи

Страница 4

Картины Алексея Кузьмича приобретаются Государственными музеями республики, многими отечественными и зарубежными коллекционерами. Коллекция данной выставки сложилась из картин написанных на протяжении всего творческого пути, она достаточно полно позволяет оценить индивидуальные особенности и потенциал художника.

Думая о создании синтетического, обобщающего образа республики-партизанки, Савицкий исходил из конкретного и не имеющего себе подобного в истории войн факта—две трети территории оккупи­рованной Белоруссии контролировались партизанскими соединениями. В этих зонах (в глубоком тылу врага!) была Советская власть - работали сельсо­веты, школы, люди трудились и выходили на боевые задания. Сам факт говорит о могучих жизненных силах народа, который нельзя ни покорить ни уничтожить. Его осмысление художником и вызвало образ, извечно олицетворяющий продолжение и торжество жизни, — мадонну.

Две картины с одним и тем же названием ,,Партизанская мадонна" создал Михаил Савицкий. Пер­вую — в 1967 году. В центре ее - образ молодой крестьянской матери с крепкими босыми нотами и загорелыми натруженными руками. Она сидит кормит грудью ребенка. Голова туго повязана темно-синим платком. Накинутая на плечи красная шаль превращает белую блузку и черную юбку в торжественное одеяние. Иконная красота цветового созвучия дополнена золотом холмистой земли, где, как в мирное время, так и в годы войны, женщины жали хлеб. Ритм их согнутых спин, образующих серповидный полукруг, в гори г линейным ритмам в изображении молодой матери, певучей плавности ее силуэта. Она и земля — единый образ гармонии бытия народного. Но драматично противопоста­влены ему резкие перекрестные ритмы винтовок и решительная поступь тех, кто уходит в бой . Слов­но окаменела в тяжком раздумье старая женщина. Да, Отечественная война требовала жертв. И в исторических битвах особенно явственно виден ве­ликий смысл материнской любви и материнского подвига. Без эффектных действий и фраз, он прост и неизбежен, как сами военные будни.

В „Партизанской мадонне" слышится песенное звучание величавого народно! о эпоса о преданности и мужестве, о родной земле и ее защитниках.

В 1978 году, когда одна за другой с промежутком не более чем в два месяца появлялись в мастерской Савицкого картины антифашистской серии, худо­жник создал вторую «Партизанскую мадонну». В названии ее лишь отмечено — «Минская» .

Государственный художественный музей Бело­руссии заказал Михаилу Андреевичу копию или вариант первой картины, Но, как говорит художник, повторять себя у него нет времени. Каждая работа должна быть движением вперед. И он написал на ту же тему совершенно другую картину, которая не только не уступает художественным достоинствам первой, но и несет новое содержание.

Здесь молодая мать представляет в вертикальном формате полотна. (Первое - почти квадрат.) Она как бы приближается к нам. Два взгляда ~ матери, взволнованной, и сына, полного недетской серьезно­сти, — устремлены на зрителя. Такой двуединый образ более эмоционально-динамичен, взывает к открытому и доверительному контакту. Словно преодолен барьер самоуглубленности, ощутимый в первой картине, в которой величавая эпичность сплавлялась с чертами жанровой сцены. В новой преобладают торжественность идеала и патетическое чувство преддверия нового.

Воспевая духовную красоту народа в годы военных испытаний, художник говорит о чувствах, которыми вечно живо человечество. Непреходящий смысл первого образа прочитывается в преломле­нии традиций древнерусской живописи. Он связан с „Петроградской мадонной" К. Петрова-Водкина В этом - созвучие времен .

Вторая картина обращена к традициям итальян­скою Возрождения. Они сказались в стилистических признаках: развито вглубь пространство, активнее стала пластическая лепка. В композиционной схеме н силуэтном решении, в интерпретации мотива жертвенного несения ребенка — символа новой жизни и новой надежды — ясно прочитывается аналогия с рафаэлевской «Сикстинской мадонной».

В современной творческой практике все чаще встречаются прямое обращение к классическим аналогом. И это не предосудительно. Если первооснова всякого искусства — бытие и его идеалы, то во второй его исток — накопленный человечеством художе­ственный опыт. Использование его в творчестве современного художника так же правомерно, как применение ученым предшествующих открытий. Весь вопрос в том, сколь талантливо проецировано на современность классическое произведение, сколь оправдано замыслом автора.

Страницы: 1 2 3 4 

Поплярное на сайте:

Последние годы творчества
Брюллов уехал из Петербурга 27 апреля 1849 года. Безнадежно больной, но совету врачей он направился за границу. Путь Брюллова лежал через Польшу, Пруссию, Бельгию, Англию, откуда художник должен был на корабле отплыть в Португалию. Во мно ...

Утро свадебного дня
Свадебное торжество: приезд за невестой, венчание и пир в доме молодого занимало в полном ритуале два дня. На второй день происходило венчание и пир у молодого. В эти же дни, вернее, в ночь между ними, устраивался девичник. С утра свадеб ...

«Сикстинская мадонна» Рафаэля
Я смотрел на нее несколько раз; но видел ее только однажды так, как мне было надобно. В первое мое посещение я даже не захотел подойти к ней; я увидел ее издали, увидел, что перед нею торчала какая-то фигурка с пудреною головою, что эта ...