Легенда и рыцарский роман

Статьи по культурологии » Легенда и рыцарский роман

Страница 1

Каролинсское возрождение, собрав лучших представителей запад­ной образованности при дворе императора, воспитало целое поко­ление богословов, учёных и литераторов, рассеявшееся по франкской земле, оживившее старые центры культуры и создав­шее в аббатствах и епископских городах новые.

Обращаясь к миру, клирики увлекаются мирскими сюжетами и занимающими светское общество интересами. Латинская литера­тура вступает во взаимодействие с народной словесностью. Аль­берт пишет латинскую поэму об Александре Великом. Давно произносившие свои проповеди на «lingua rustica», клирики сла­гают на нет стихотворные легенды и церковные песнопения, пе­реводят в стихи евангельские рассказы. В половине ХI в. появляется французское стихотворное житие Св. Алексия. Начи­нают звучать первые народные песни в честь Девы Марии.

Старый германский эпос воспринимает новые наслоения, романская эпическая поэзия примыкает к каралинсской и фео­дальной истории. В образе Карла Великого сливаются воспомина­ния о нём самом, Карле Мартелле и Карле Лысом. Великий Карл – величавый и мудрый король, молчаливый в совете, решительный и мужественный в бою, когда его седая борода на покрытой бронею груди. «Nostre emperere magne» вождь борьбы с сарацинами, имя которых покрыло всех врагов: и норманнов, и арабов. Он защит­ник веры и мира, воплощение национальной идеи. По его мотивам Бог совершает чудеса, и с ним беседует архангел Гавриил, послан­ник Божий. Автор «Песни о Роланде» знает: «Ni ne pedrat dolce France son los!» Он дорожит честью Франции, и гордиться её героями – «li quens Rollans» и «olivier li ber». Все впадают в ярость, когда говорят, что есть император поважнее Карла. Они любят «gaber», т. е. неумеренно прихвастнуть, особенно выпитого вина и перед отходом ко сну. Во дворце греческого императора сам Карл заявляет своим рыцарям, что он способен разрубить пополам воо­руженного рыцаря вместе с его конём, граф Роланд может звуком рога сбить с петель городские ворота Константинополя; «gab» Оливьера, влюбившегося в дочь греческого «короля Угона», непе­редаваема. Но если герои прихвастнут, они с Божьей помощью и выполнят свои невероятные обещания, а напуганный король Угон будет рад признать себя вассалом Карла. Так идея отечества и ге­роический идеал сплетаются с любовной, но острой насмешкой над Карлом на потеху ярмарочной толпы. Старые мотивы герман­ского героического эпоса сочетаются с более свободным к нему отношением, то есть со смутным чутьём становящейся художест­венной формой.

Национальное чувство находит себе выход в «королевской эпопее»; местный патриотизм, идеал верности к сеньору и героических подвигов в «эпопее феодальной», связываемой с именами знаменитых баронов. А из Британии переносятся во Францию старые кельтские предания, легенды о фантастических приключе­ниях и любви героев. Уже выплывают из тумана образы прекрас­ной Изольды, жены короля Марка, и Тристана. В «Chancos de gestes» творчески осознаётся идеал феодальной знати. Под акком­панемент арфы, «роты» или виолы поют «Песни о подвигах» бродя­чие певцы, «joglers» или «jogledors»; поют их и рыцари в пути или перед битвой. В цветущих землях южной Франции, в области «lanque d´oc» устраиваются культура и быт феодального общества, и с конца ХI века (1087-1127), первый трубадур, ещё непосредст­венно выражает свою любовь к жизни наслаждениям. Но скоро новую поэзию скуёт форма, отражение устанавливающейся в кур­туазном быту меры, «mazura». Поэт-министириал станет славить свою даму, зарабатывая себе на хлеб и вырабатывая художест­венный стиль. Он станет учителем весёлой науки и вытеснит скучного капеллана или заставит его говорить о любви. Новая ли­рическая поэзия, поэзия рождающегося на пороге ХII в. фео­дально-рыцарского общества, отдаваясь иногда политическим страстям в «сирвентах», уйдёт в наблюдение духовной жизни и бу­дет следить за сменою тонких, сковываемых ритмом чувств. И постоянное, беспокойное движение феодального мира перебросит поэзию провансальских трубадуров к французским труверам, ко двору неаполитанских королей и в Германию. Развитие и расцвет миннезанга падают на ХII и XIII века начала его скрыты в фео­дальном творчестве XI века.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Культура как фактор, регулирующий условия проявления человеческих возможностей
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которы ...

Рождение Карла Брюллова, учеба в Академии художеств Санкт-Петербурга
Родился Карл Павлович в 1799 году в Петербурге, в семье, где занятия искусством переда­вались из поколения в поколение. Для отца художника, одарен­ного скульптора-орнаменталиста, такое решение судьбы детей представлялось непреложным? Все ...

Маскарад XIX века
Столичному обществу маскарады начали нравиться и наряду с общественными стали появляться множество маскарадов, устраиваемых в частных домах. Со временем маскарады стали настолько популярными, что когда после Отечественной войны 1812 года ...