Скульптура

Страница 1

В новейшей западной скульптуре также возникло ощущение тупика (из которого путь один — назад), но в отличие от архитектуры ситуация здесь безрадостная.

«Впервые понятие авангарда стало бесполезным»,- констатировал бюллетень «Dokvmenta-Press», выходивший на международной выставке изобразительного искусства в Касселе (август 1987 г.).

Философия постмодернизма призвана обосновать постмодернистские новации в искусстве, оправдать его самоистребление, но неспособна истолковать более серьезные позитивные явления нынешней духовной жизни, хотя бы ту же архитектуру. Постмодернизм ведет борьбу с целым, а для зодчего его творение всегда выступает как целое. Плюрализм, за который ратует постмодернизм, хорош, но в меру.

Следует обратить внимание на тот момент, что XX в. породил феномен “конгломератной культуры”. Это значит, что открытия в области живописи, музыки, психологии, этики не “стыкуются” с теоремой Гёделя о принципиальной неполноте арифметики, с концепциями “черных” и “белых” дыр, “многоэтажного” вакуума или концепцией метавселенной как уникального экземпляра, который в структурном плане является неисчерпаемым множеством всевозможных целостных миров (вселенных). Иными словами, современная научно-техническая культура представляет собой своеобразный набор различных культурных микрокосмов, которые требуется синтезировать в единое целое.

В ходе рассмотрения западной культуры XX в. не следует забывать, что она отнюдь не является единообразной, ибо в ней имеется множество местных разновидностей, обусловленных в каждом конкретном случае особенностями традиций, природными условиями, обычаями и образом жизни населения. Вместе с тем нельзя закрывать глаза на то, что в современной западной культуре широкое распространение получает так называемая массовая культура. Нередко эта культура воспринимается в Европе как чисто американское явление, хотя это и не совсем так. В европейских странах, по крайней мере, последние два века, существовала и существует с традиционной высокой культурой и культура рыночная, массовая. Во Франции, например, такого рода массовая литература получила наименование “бульварной”, в России она называлась “литературой толкучего рынка”.

После 2-й мировой войны проводилось широкое жилищное строительство. В 50-е г. современная архитектура стала действительно всемирной. Во многих странах сформировались свои архитектурные школы. Архитектура Финляндии приобрела своеобразие вледствие того что сдесь работал А.Аалто (Дом культуры рабочих в Хельсинки, 1958); архитектура Японии выдвинулась на первое место благодаря работам К.Танге; ярким явлением была послевоенная архитектура Бразилии, потому что сдесь появились талантльвые архитекторы –Оскар Нимейер, Люсио Коста.

В Англии возникло своеобразное течениее «новый эмпиризм», обратившееся к испоьзованию привычных в национальной строительной приактике материалов – кирпича, дерева.

В 50-е г. во всем мире пользовалось большой популярностью творчество Л.Мис ван дер Роэ, который с 1938г. работал в США. Здание, которое он создавал имеет форму прямоугольного параллелепипед. Однообразная стеклянная поверхность фасада оживлена наложенными на нее декоративными деталями в виде вертикальных прокатных профилей из нержавеющей стали. Набор архитектурных форм минимален, ему подражали во всем мире.

В начале 50-х годов по проекту талантливого исследователя Л.Мис ван дер Роэ и архитектора Э. Саариена был построен комплекс центра компании «Дженерал моторс». Он по праву причиляется к выдающимся ансамблям мировой архитектуры. Геометрически ясные объемы, четкие линии, сверкание стекла, эмалированных панелей и глазурированного кирпичаявляются величественным ансамблем, который называют «современным Версалем».

Новая архитектура в США развивалась быстрыми темпами, характерным зданием такого типа является призма здания Секретариата ООН в Нью-Йорке архитектора У. Гаррисона. Продолжается строительство небоскребов. Растет их этажность, в 1973 г. в Нью-Йорке был сооружен комплекс Всемирного торгового цнтра с двумя 110-этажными башнями высотой 411 м, а в Чикаго возведено здане фирмы серс и Робек» высотой 422м.

В 50-е гг. архитекторы активно увлекались стеклом, в небоскребах легкий железлбетонный каркас очень часто целиком покрывался стклом. А американсткий архитектор Ф. Джонсон построил себе дом аквариум, его наружные стены были сплошь стеклянными. Но в 60-х.г. отношение к остекленным фасадам изменилось , появилось желание отгородится от внешнего мира. Прежняя легкость архитектурных форм сменилась гипертрофированной массивностью. Харктерными приметами созданных ими архитектурных образов являются тяжеловесные объемы зданий, обнажение трубопроводов инженерного оборудования, необработанные кирпичи и бетонные поверхностистен.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте: