Китай в эпоху Лего и Чжаньго

Страница 2

Развитие другой крупной политической школы – сторонников закона (фацзя), или легистской, связано с именем Шан Яна – сановника царства Цинь. Основные положения изложены в трактате Шан Яна «Шанцзюньшу» («книга правителей области Шан»). Учение легистов было направлено против пережитков родовых отношений. В легизме можно выделить две программы переустройства страны – экономическую и политическую. Легисты стремились к созданию деспотической государственной организации, основанной на принципе строжайшего подчинения, не прикрытого никакими патриархальными покровами. Легисты были носителями интересов богатых общинников, особенно той прослойки, которая не была связана кровными узами с аристократией.

В период Чуньцю и Чжанго возникло еще одно крупное этико-философское течение – даосизм, выражавшее материалистические идеи в древнекитайской идеологии. Концепции даосов изложены в основном даоском каноне «Даодэцзин». Основателем даосизма считается Лаоцзы (прибл. VI в до н.э.). Даоские мыслители Лаоцзы и Чжуанцзы выступали против каких-либо законов и правил, ограничивавших деятельность человека. Они считали, что конфуцианские правила и нормы морали, так же как и легистские законы, имеют целью насилие над человеческой личностью. Люди должны следовать законам, свойственным самой природе. Проповедуя отказ от достижений цивилизации с ее «фальшивыми» ценностями, идеологи даосизма воспевали чистый мир природы и агитировали человека следовать естественности первых людей.

Страницы: 1 2 

Поплярное на сайте:

Красно-черное знамя
Если спросить сегодня любого анархиста, какого цвета знамя анархизма, он не колеблясь ответит: черного или красно-черного. Но принятие этих цветов было долгим и противоречивым. Черное знамя впервые подняли в марте 1831 г. взбунтовавшиеся ...

Музыкальный театр Глюка
Наибольшая впечатляющая сила опер Глюка именно в условиях театра была прекрасно осознана самим композитором, который так отвечал своим критикам: «Вам это не понравилось в театре? Нет? Так в чем же дело? Если мне удалось что-нибудь в театр ...

Формы культур
Антропологи конца XIX в. были склонны сравнивать культуру с огромной коллекцией «обрезков и лоскутков», не имеющих между собой особых связей и собранных по воле случая. С другой стороны Бенедикт (1934) и другие антропологи XX в. утверждаю ...