Развитие другой крупной политической школы – сторонников закона (фацзя), или легистской, связано с именем Шан Яна – сановника царства Цинь. Основные положения изложены в трактате Шан Яна «Шанцзюньшу» («книга правителей области Шан»). Учение легистов было направлено против пережитков родовых отношений. В легизме можно выделить две программы переустройства страны – экономическую и политическую. Легисты стремились к созданию деспотической государственной организации, основанной на принципе строжайшего подчинения, не прикрытого никакими патриархальными покровами. Легисты были носителями интересов богатых общинников, особенно той прослойки, которая не была связана кровными узами с аристократией.
В период Чуньцю и Чжанго возникло еще одно крупное этико-философское течение – даосизм, выражавшее материалистические идеи в древнекитайской идеологии. Концепции даосов изложены в основном даоском каноне «Даодэцзин». Основателем даосизма считается Лаоцзы (прибл. VI в до н.э.). Даоские мыслители Лаоцзы и Чжуанцзы выступали против каких-либо законов и правил, ограничивавших деятельность человека. Они считали, что конфуцианские правила и нормы морали, так же как и легистские законы, имеют целью насилие над человеческой личностью. Люди должны следовать законам, свойственным самой природе. Проповедуя отказ от достижений цивилизации с ее «фальшивыми» ценностями, идеологи даосизма воспевали чистый мир природы и агитировали человека следовать естественности первых людей.
Поплярное на сайте:
Маскарад XIX века
Столичному обществу маскарады начали нравиться и наряду с общественными стали появляться множество маскарадов, устраиваемых в частных домах. Со временем маскарады стали настолько популярными, что когда после Отечественной войны 1812 года ...
Театр в Эпидавре
Театр был построен середине 4 в. до н.э. архитектором Поликлетом Младшим. Этот театр, по свидетельству греческого историка и географа 2 в. н.э. Павсания, уже в древности считался самым знаменитым из всех греческих и римских театров по изя ...
Жизнь и творчество Феофана Грека
Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность ...
Навигация