Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха

Статьи по культурологии » Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха

Страница 3

В 1902 году было создано другое значительное произведение - «Город строят». От тревожных предчувствий, от «зловещих», Рерих вновь возвращается к славянской Руси и ищет в ней жизненные идеалы, ответ на вопрос о судьбах народа. Это произведение искусства вызвало много споров. Зрителей больше всего удивляла необычная манера письма. По достоинству картину смогли оценить тогда немногие, и прежде всего В. Серов, настоявший на приобретении ее в Третьяковскую галерею.

Поиски образов древней народной Руси, стремление к лаконичной декоративной манере письма сказались и в других произведениях этого времени: «Городок» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Древняя жизнь», «Бой Александра Невского с ярлом Биргером» (1904), «Славяне на Днепре» (1905).

В мае 1903 года Николай Константинович начал большое путешествие по России - объезд городов, богатых памятниками старины. Летом следующего года путешествие возобновилось. Эта своеобразная поездка «за стариной», как называл ее художник, охватила огромный район - Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Вильну, Митаву, Ригу, Псков, Тверь, Углич, Калязин, Звенигород и другие города.

Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древнерусской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих отдаленных селах терпеливо разыскивал предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные».

Во время поездки перед Николаем Константиновичем открылось величественное зрелище многообразных, неповторимых по своим формам памятников отечественной старины. Он полностью отказывается в это время от стилизации. Его широкий уверенный мазок красиво, выразительно точно передает характернейшие черты различных архитектурных сооружений. Рерих пишет их с тонким пониманием конструктивной основы, особенностей стиля эпохи, своеобразной исторической красоты. Им была создана большая живописная серия, насчитывающая около девяноста произведений. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества, воспето самое ценное и дорогое, что составляет гордость русского искусства. «Пантеоном нашей былой Славы», «Росскими Елисейскими полями» назвал эти этюды один из биографов художника. К сожалению, эта серия произведений была потеряна Россией: семьдесят пять картин были проданы врозь с аукциона.

Во время путешествий по древнерусским городам Рерих увидел и другое - страшные картины разрушения памятников старины, гибель многих из них. С этих пор он неустанно выступает в периодической печати с пропагандой родного искусства и призывает принять срочные меры для его сохранения.

Столь многообразны были устремления Рериха в ранний период творчества. Чрезвычайный интерес к родной истории, ко всему народному, национальному неустанно вел его к расширению знания, к поискам новых, неизвестных еще материалов.

В своих ранних произведениях Рерих показал новый, бывший до него мало известным в искусстве мир славянской Руси, раскрыл в яркой образной форме свое понимание древней эпохи. В его работах излишне искать предельную точность в передаче того или иного факта истории. Он создает поэтические, овеянные былинным духом картины, которые дают самое общее представление об эпохе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Поплярное на сайте:

Рафаэль
Творчество Рафаэля Санти принадлежит к числу тех явлений евпропейской культуры, которые не только овеяны мировой славой, но и обрели особое значение - высших ориентиров в духовной жизни человечества. На протяжении пяти веков его искусство ...

Тайные записи египетских жрецов
Для жителей древнего Египта любая надпись, независимо от того, нарисована она на папирусе или выбита на камне, была даром богов. Но иероглифы были больше чем просто абстрактными символами. Каждый из них отображал самую сущность предмета, ...

Культура Киевской Руси в IX - первой половине XIII вв
Истоки русской культуры уходят своими корнями в глубокую древность. Время образования Киевской Руси, по определению монаха Нестора, - 852 год. Но еще славяне имели некое представление об искусствах: вырезали на дереве образы человека, пти ...