Литье наконечников стрел

Страница 1

Почти тысячу лет скифы населяли наше Северное Причерноморье. Они обосновались на огромной территории от Дона до Дуная. Появились скифы там в VIII в. до н. э., вытеснив пришлых ранее киммерийцев, родственных иранским племенам.

Вскоре скифы проникают в Переднюю Азию, а в 50-х годах VIII в. до н. э. — в Малую Азию, подчиняют себе многие племена, представляя угрозу даже для сильных по тому времени народов. Скифы становятся огромной политической

силой, их вождей называют царями.

В IV в. до н. э. скифы переходят частично к оседлому образу жизни. В III в. до н. э. складывается Скифское государство, достигшее наибольшего расцвета во II в. до н. э. при царе Скуларе. Получают большое развитие разные ремесла и особенно металлургические. Скифы впитали в себя культуру многих народов Древнего Востока (прежде всего культуру Урарту) и Причерноморья (праславянских племен, эллинских колонистов и др.). Несомненно, скифы влияли и на культуру соседей, с которыми они зачастую имели мирные торговые отношения.

Скифы ввели в военном деле массовую конно-стрелковую тактику, начали применять стрелы с граненым втулчатым наконечником из бронзы. Большая потребность в них вызвала необходимость создания особого способа их изготовления. К тому времени во всем мире существовало два основных способа изготовления отливок: в каменных формах и по восковым моделям. Ни один из этих способов не позволял решить задачу массового изготовления наконечников стрел. И скифы пошли по совершенно новому пути — применили металлические формы. Литье в металлические формы связано с определенными трудностями и требует достаточно высокой культуры производства. Удивительным является то, что в Скифии около двух с половиной тысяч лет тому назад успешно применили этот способ.

Рис. 6. Часть литейной формы (а), стержень

(б) скифского бронзового наконечника стрелы

(в) и половинка предски-фского четырехместного кокиля (г).

Самым сложным и для современного литья в кокиль является выполнение внутренних отверстий в отливке. В наше время поступают таким образом: наружную поверхность отливки выполняют в металлической форме, а для различного рода сквозных и глухих отверстий применяют песчано-глинистые стержни. Только в редких случаях прибегают к стержням металлическим.

Глиняные стержни были известны скифам, но они не применяли их для получения глубоких и узких отверстий в наконечниках стрел. Возможно, причиной было то, что глиняные стержни не позволяли получать отверстия более или менее постоянных размеров. Для стрел же важное значение имела своеобразная взаимозаменяемость наконечников. Кроме того, если применять глиняные стержни, в отливках возможны различного вида дефекты (раковины и т. п.), из-за которых могли снижаться боевые качества стрел. Очевидно, именно эти причины заставили скифских литейщиков прибегнуть к такому смелому решению — к применению металлических стержней.

Скифские литейные формы наконечников обычно состояли из двух или трех металлических частей (рис. 6, а), формировавших наружную поверхность отливки, и стержня (рис. 6, б), предназначенного для выполнения внутреннего отверстия наконечника (рис. 6, в). Собранная форма скреплялась специальными обручами и устанавливалась вертикально. Для этого наружный конец стержня вставляли в землю или в соответствующее отверстие специального приспособления. Ряд таких форм заливали расплавленной бронзой через верхнее отверстие. Впоследствии верхнюю часть отливки (прибыль) отламывали, а место излома в наконечнике соответствующим образом затачивали.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Формализм как школа
Гуманитарные науки как более "мягкие" гораздо более чувствительные к воздействию внешних, собственно социологических параметров развития - в отличие от естественных наук, обладающих "жестким" методологическим каркасом ...

Образ женщины в творчестве Г. Климта
Климт пишет на рубеже веков. В искусстве того времени происходят значительные изменения: появляется стиль модерн. Он стремительно завоевывает все виды искусства, в том числе и живопись. Изобразительное искусство переломной эпохи ищет не ...

Жизнь и творческий путь Паоло Веронезе
Паоло Веронезе (1528-1588) появился на свет в 1528 году в квартале Сан Паоло города Вероны, одного из главных городов, входивших тогда в состав Венецианской республики. Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины. Сведении о фами ...