Большой театр во время войны 1941-45 гг

Статьи по культурологии » История Большого театра » Большой театр во время войны 1941-45 гг

Страница 1

1941 был очень тяжелым для Большого театра. 14 октября 1941 года правительство, проявило особую заботу о сохранении творческих кадров и художественных ценностей эвакуировало работников Большого театра с их семьями в город Куйбышев (Самара). Здание театра в Москве опустело .В эвакуации коллектив провел год и девять месяцев. В первые дни на сцене Дворца культуры имени Куйбышева давались лишь концерты артистов, оперы "Травиата" и балет "Лебединое озеро", а в конце 1942 года были показаны премьеры: 8 ноября опера "Вильгельм Телль" Д. Россини, удостоенная Государственной премии, и 30 декабря балет "Алые паруса" В. Юровского. В 1943 года театр показывал в Куйбышеве уже 9 оперных и 5 балетных спектаклей, не считая многочисленных концертов. 5 марта 1942 года в Куйбышеве, впервые в стране, оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда исполнил Седьмую ("Ленинградскую") симфонию Д. Шостаковича. Симфония, над которой Д. Шостакович работал в осажденном Ленинграде, стала музыкальным памятником Великой отечественной войны. "Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою симфонию", - писал композитор.Первое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича стало знаменательным событием в музыкальной жизни страны и всего мира. Впоследствии, вспоминая о тех незабываемых днях, композитор, обращаясь к коллективу писал: "Первое исполнение моей симфонии в Куйбышеве явилось для меня радостным событием . В суровых условиях первых месяцев войны оркестр, солисты и ваш замечательный руководитель С. Самосуд проявили огромное мастерство, подлинный высокий артистизм".В Куйбышев уехала не вся труппа театра, многие оставались в Москве. По решению правительства оставшаяся часть коллектива стала давать спектакли в помещении Филиала. Спектакли начинались в дневное время, воздушные налеты часто прерывали действие, зрители спускались в бомбоубежище, но после отбоя тревоги представление продолжалось.В эти суровые годы коллектив создавал и совершенно новые произведения, среди них опера Д. Кабалевского "В огне", первый отклик на события войны. Премьера ее состоялась на сцене Филиала Большого театра 19 сентября 1942 года. 28 октября 1941 года, прорвавшийся к Москве немецкий бомбардировщик сбросил на Большой театр бомбу, которая разорвалась в вестибюле. Театр стоял темный, завешенный маскировочными сетями и казался мертвым. Но внутри холодного, неотапливаемого помещения сразу же начались восстановительные, ремонтные работы. В июле 1943 года артисты Большого театра вернулись в Москву. Выполняя свой долг перед Родиной, работники театра проводили спектакли и концерты в Фонд обороны страны, на постройку танков и самолетов. Они отдавали свои личные сбережения на подарки бойцам Красной Армии - всего было ими собрано более 3 300 000 рублей. Непосредственно на фронт выезжало 16 бригад артистов театра, они дали около 2000 концертов. Артисты театра выступали на агитационных и мобилизационных пунктах, военкоматах, госпиталях. Всего за период войны артисты Большого театра дали свыше 10 000 шефских концертов.Начавшие обслуживать фронтовые части под Москвой, артисты прошли с нашей армией весь ее славный путь - от Волги до Берлина.В день победы - 5 мая 1945 года - ведущие мастера оперы и балета Большого театра участвовали в грандиозном концерте, данном на ступенях поверженного рейхстага.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

"Неделя"
Невеста сидит с подругами завешанная и даже спит, как говорилось, "не сымая фаты". Разумеется, она открывает слегка лицо, откидывая ткань выше лба, когда нет гостей, но когда кто то приходит, тот час опускает фатку, хлестнетце и ...

Литургическая и полулитургическая драма
Одной из форм театрального искусства раннего средневековья стала церковная драма. Борясь против остатков античного театра, против сельских игрищ, церковь стремилась использовать действенность театральной пропаганды в своих целях. Уже в I ...

Автопортреты и натюрморты
В 1870-е гг. начинается серия автопортретов. От «Автопортрета в фуражке» (ок. 1874, Эрмитаж) с его некоторой «диковатостью» и «японизацией» изображения глаз он переходит к созданию обобщенных образов («Автопортрет», ок. 1880, частное собр ...