Скульптура

Страница 3

Смело показано сложное движение Химеры, искусно моделированы ее кожа, с обозначением проступающих ребер и набухших кровеносных сосудов, мягкие ткани краев разинутой пасти, напряженные складки у глаз. Глубокие рваные раны Химеры объясняют ее ярость. Их особенно убедительная достоверность сильно оттеняет нереальность монстра. Смелость, на которую были способны этруски в те напряженные и страшные для них годы борьбы с Римом, помогла им дерзать в искусстве, в частности, изваять эту статую, в которой оказались слитыми жизнь и вымысел.

Восхищение вызывает не только художественная композиция мифологического существа, но и мастерство исполнения, ибо отдельные части скульптуры – на первый взгляд несовместимые – слиты в единое целое удивительной впечатляющей силы. Достигается это благодаря поистине математической точности и совершенству исполнения.

К не менее известным творениям относится и Капитолийская волчица, датируемая концом VI – началом V века до н. э. Имя мастера, выполнившего эту работу, осталось неизвестным, иногда ее приписывают мастеру Вулке, но сама бронзовая волчица была знаменита уже в древности. Сильный зверь, крепко вцепившийся напряженными передними лапами в землю и повернувший морду с оскаленной пастью, будто защищает младенцев Ромула и Рема, фигурки которых были помещены под набухшими от молока сосками в эпоху Возрождения. Предполагалось, что тем самым скульптуре будет придан ее первоначальный вид. Однако в настоящее время волчица демонстрируется в том виде, в каком была найдена. Она притягивает зрителя своим взглядом, несколько презрительным и устремленным мимо него в мир неведомых зверей, к которому она сама принадлежала без Ромула и Рема, спрятавшихся в ее тени. Благодаря прямым передним лапам животного и шее, являющейся продолжением тела, кажется, что волчица оцепенела. Тем не менее изображение в целом не производит впечатления окаменелости, застывшей неподвижности. Выполненная в реалистической манере голова волчицы словно оживляет схематичные тело и лапы и приковывает к себе внимание зрителя, благодаря чему второстепенные детали ускользают из его поля зрения. Трактовка пластических масс в статуе, композиция всех элементов, выражение внешней сдержанности при внутреннем напряжении соответствовали стилю и вкусам в искусстве, а возможно, и настроениям, господствовавшим на рубеже VI – V веков до н. э. нельзя не принять во внимание, что изваяние, прославлявшее Ромула и Рема, создавалось этрусским скульптором для его злейших врагов – римлян, возможно, как памятник свержению этрусских царей в Риме и провозглашению республики. Римляне приняли этрусскую идею – хищный зверь охраняет благополучие города, как волчица оберегает покой младенцев.

Художественные произведения из камня, созданные этрусскими мастерами, столь же совершенны, как и изделия из металла и обожженной глины. Этрусские скульпторы, конечно, использовали для своей работы наиболее распространенный на их родине материал – чаще всего туф или известняк, иногда алебастр. Как правило, они выбирали материал помягче, легче поддававшийся обработке. Не лишено интереса, что знаменитые в римский период залежи высококачественного мрамора вблизи от Лýны, на севере Этрурии, не были известны этрускам.

Камень служил этрускам для создания надгробных стел с изображением фигур умерших. Стелы относятся к ранней эпохе – VII веку до н. э. Из камня ваялись саркофаги, барельефы урн, скульптуры мужчин, женщин, животных и мифологических существ.

Страницы: 1 2 3 

Поплярное на сайте:

Зороастризм
В глубокой древности Центральную Азию населяли иранские племена, религиозные представления которых, как считается, нашли в последствии свое воплощение в зороастризме. Зороастризм - древняя религия, возникшая на рубеже 1 - 2 тысячелетия до ...

Китай в эпоху Лего и Чжаньго
История древнего Китая VIII – V вв. до н.э. известна как эпоха Лего (Отдельных государств). Период V – III вв. до н.э. в китайской историографии получил наименование Чжаньго (Сражающиеся царства). В период Чжаньго в царстве Чу получила ш ...

Театры в южной Италии и Сицилии
В западной части греческого мира — в Южной Италии и Сицилии эллинистические театры имели свою особую форму. Типичными могут считаться театры в Сегесте и Тиндариде. Фасад скены в этих театрах был богато украшен колоннами, эффектно заверша ...