Польские экслибрисы Фаворского

Статьи по культурологии » Экслибрис » Польские экслибрисы Фаворского

Страница 1

Искусство экслибриса по природе своей камерное и интимное, как правило, обращено к узкому кругу библиофилов и коллекционеров. Но если к нему притронется рука крупного мастера эти графические миниатюры отразят неповторимую индивидуальность художника или владельца книжного знака, их мысли, чувства, взгляда. Тогда маленькие книжные знаки становятся явлением большого искусства, а не редко и своеобразным художественным документом времени. Так случилось и с Экслибрисами Фаворского Владимира Андреевича. Среди экслибрисов Фаворского особое место занимают два, исполненные в 1922 году. На одном из них изображен мужчина, рассматривающий открытую книгу и жестом руки отстраняющий летающую обнаженную женщину. Любовь к книге сильнее! И в знак этого Амур ломает свой лук. Надпись гласит:”Z ksiegozbioru Edward Chwakewika”. Очень необычно экспрессивен и оригинален на тему “Книга и женщина”. Аллегория наивна и дружелюбна, интересно другое, как на одной небольшой изобразительной поверхности гравюр разместил три взаимосвязанных фигуры, в то же время сумел показать их распространственное нахождение. Один из видных французских критиков говоря о международной выставке деревянной гравюры в Париже 1928 году, выделил из огромного количества экслибрисов некоторые листы Фаворского, за их необычную лёгкость и посредственность – качества, которые редко встречаются в четкой по своей природе ксилографии и по существу скорее свойственны наброскам и эскизам. На другом, самом крупном по размерам из всех экслибрисов Фаворского (но не самом четком, причина чему некоторая перегруженность композиции атрибутами летописцами), мы видим мужчину за письменным столом, обращенного лицом к бюсту античного мыслителя. Наверху надпись:”Ex libris Ksego Bachuulskiego”. Это экслибрисы хорошо известны польской науке. Эдвард Хвалевик (1873-1956) – заведующий библиотекой министерства труда и социального обеспечения. Историк и архивариус Алексей Бухульский (1893-1951)-возглавлял городской архив Варшавы. В 1921-22 году они входили в состав работавшей в Москве Комиссии по возращению в Польшу художественных и научных ценностей, вывезенных в своё время царским правительством. Они ознакомились за это время культурой и художественной жизнью России. Заинтересовавшись искусством гравюры и книжной иллюстрацией, переживающих в то время исключительный расцвет, некоторые из них пожелали иметь на память экслибрисы советского художника. На это откликнулись ведущие мастера, в том числе и Фаворский, Кровцов, Павлинов, Куприянов исполнившие в общем 32 польских экслибриса.

Польские экслибрисы Фаворского (помимо экслибрисов Бухульского и Хвалевика) предполагал вырезать ещё один книжный знак для доктора Стефана Рыгля. В собрании государственного музея имени А.С.Пушкина в Москве хранится из коллекции П.Эттингера эскиз в карандаше этого неосуществленного экслибриса. Созданные в период наибольшей интенсивной работы художника в этом жанре – “интимного аккомпанемента”, сопутствующие его более крупным и выдающимся произведениям. Печатью высокого художественного совершенства отмечены экслибрисы Фаворского. Филигранная отточенность ксилографической техники, выразительность и красота уверенного и упругого штриха, мастерство всегда интересной и оригинальной композиции – все это придает графическим миниатюрам Фаворского значимость большого искусства.

Экслибрисы Бухульского и Хвалевика стали первыми ласточками, предварившими широкую известность и популярность Фаворского в Польше. Жаль, что эти два книжных знака как-то выпали из эвра Фаворского: так как доски за рубежом и до сих пор не вышел в свет задуманный альбом под заглавием “Польские экслибрисы Красной Москвы”, в котором должны были найти место все экслибрисы, заказанные членами вышесказанной комиссии московскими графиками.

Уже в 1923 году в Варшаве появляется статья с высокой оценкой мастерства Фаворского. Во многих государственных и частных собраниях Польши хранятся сравнительно богатые коллекции гравюр Фаворского. Так два маленьких книжных знака исполненные художником в суровом 1922 году стали первой строкой из интересных и содержательных страниц в истории советско-польских творческих связей.

Среди остальных четырёх экслибрисов тот 22года, обращает на себя внимание, прежде всего, чрезвычайно изящный и мастерски нарезанный знак философа-математика Павла Алексеевича Флоренского, единственный, где Фаворский прибегнул к геральдическому мотиву. Сильно контрастируется со спокойной сосредоточенностью этого изящного рыцаря издёрганная фигура “вечного жида”, послужившего для экслибриса Вячеслава Павловича Полонского, известного литературного критика бывшего редактора журнала “Печать и революция”. Полонский заказал Фаворскому и гравированную обложку для этого ежемесячника, как и заголовки для разных отделов последнего, для чего в те годы, несомненно, требовалась некоторая доля смелости. Идея данного экслибриса была дана художнику самим заказчиком, который однако остался не совсем доволен воплощением своего замысла, так как тип “вечного жида” мыслился Полонскому в каком-то более современном и менее трагическом аспекте. Для художника Владимира Алексеевича Свитальского награвировал экслибрис. Воздушный и красноречивый, в котором Фаворский ввёл известный элемент иронии. Владелец экслибриса в то время страстно увлекавшийся собиранием книг и библиофилией, отображен в наклонённой над стопкой книг обнажённой фигуре крылатый гений, жестом руки, указывая на сияющее солнце и в нём мир, пытается оторвать книголюба от пыльных страниц и вовлечь его в орбиту более широких, разнообразных ощущений. Здесь противопоставляется книга и природа. Цветистый штрих в передаче гения и едва намеченная эскизная линия библиофила – определённо указывает на чьей стороне симпатия создателя экслибриса.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Различия и сходства культур
Так как культурные ценности формируются на основе опыта людей и отбора видов их поведения, то прошлые и нынешние культуры различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели, а пр ...

Бахаизм
Бахаизм (бехаизм, вера Бахаи) - это религиозная доктрина, первоначально возникшая как сектантское реформационное течение в исламе. Её истоки восходят к 1844 г., когда в иранском городе Ширазе некий юноша по имени Сеид Али Мохамед провозгл ...

"Белая коллекния" в белой комнате
Кульминационным моментом сво­его раннего творчества Валентине считает демонстрацию одежды в Белой комнате в Palazzo Pitt, во Флоренции, в 1967 году. Тогда он представил свою знаменитую "Бе­лую коллекцию", посвященную Жаклин Кенн ...