Исходным пунктом философских размышлений средневековья стали догматы Священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию: религии, а не науке. Создавая легенду о смиренной и непротивящейся никакому злу святости, церковь активно пропагандировала скептическое отношение к силам человеческого разума, говоря о тщете мудрости и знания. Характерной чертой средневековой философии является теоцентризм- обращение к Богу, его сущности, как первопричины и первоосновы мира.
Двигаясь к истине, разум может вступить в противоречие с догматами веры, при этом, как утверждал Ф. Аквинский, противоречие между двумя положениями всегда означает, что одно из них ошибочно. А так как в божественном откровении, по его мнению, не может быть ничего ошибочного, то из этого следует, что ошибается разум, а не вера.
Церковь враждебно относилась к «языческой» философии древнего мира, особенно к материалистическим учениям. Именно поэтому усвоение философского наследия античности происходило частями, пристрастно, допускалось в основном распространение идеалистических идей, подкрепляющих религиозные догматы.
В европейской философии материализм в средние века не имел такого распространения и влияния на культуру, как на Востоке. Он пробивался в форме такой тенденции, как номиналистическая (от лат. nomen – имя, название) философия, которая появилась наряду с так называемым реализмом в схоластике и исходила из того, что сначала существуют отдельные вещи- предметы и явления, а затем их отражения в общих понятиях, трактуемых как имена, названия вещей. Однако господствующей формой идеологии была религиозная идеология, которая из философии стремилась сделать служанку богословия.
Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика. Дело в том, что распространение христианства в Европе, в Византии, эллинизированных центрах Передней Азии и Северной Африки происходило в упорной борьбе с иными религиозными и философскими течениями. При этом против христианства широко использовалась философия неоплатонизма. Именно в этот период возникает апологетика как философское обоснование и защита христианства.
Вслед за апологетикой появляется патристика (от лат. pater- отец)- философские учения «отцов церкви».
К XIII веку относится расцвет западноевропейской схоластики (от лат. schole — школа)- это философия, господствовавшая в школьном преподавании и всецело зависящая от теологии. Обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путём – такова была основная задача схоластики. В последствии слово «схоласт» стало синонимом науки, оторванной от жизни, далёкой от наблюдения и опыта. Главным для схоластов вопросом был вопрос об отношении знания к вере. При этом они исходили из тезиса о первенстве и главенстве веры над знанием.
В XI веке развёртывается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмом. Изначально был поставлен истинно схоластический вопрос: Как понимать- Бог един, но троичен в лицах: Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой? Однако развернувшаяся полемика вышла далеко за пределы этого вопроса и приобрела подлинно философский характер: вылилась фактически в рассмотрение диалектики единичного и общего. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий- «универсалий»: «человеке вообще», «доме вообще» и т. д. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей и порождают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Платона о «мире идей» и «мире вещей». Номиналисты утверждали, что «универсалии суть имена после вещей». Реальны лишь единичные вещи, например, люди, дома, а «человек вообще», «дом вообще»- это просто слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы. Умеренные номиналисты допускали существование общего в человеческих понятиях как отражение сходных черт в единичных вещах.
Поплярное на сайте:
Трагедия в Новое время
В Новое время светская жизнь начала отделяться от христианско-общинной. В Европе воцарился культ разума, религиозность свели к этике, идею посмертного воздаяния - девальвировали, а значимость земного существования, напротив, вновь возросл ...
Трагедия
Античная традиция называет первым трагическим поэтом Феспида и указывает на 534г. как на дату первой постановки трагедии. Эти ранние трагедии представляли скорее одно из ответвлений хоровой лирики, чем собственно драматические произведени ...
Значение импрессионизма для мировой культуры
Реалистический характер и художественное обаяние исканий импрессионистов бесспорны. Решающее значение для судеб художественного развития Франции и Западной Европы в целом имели новаторские реалистические искания Эдуарда Мане и Огюста Роде ...

Навигация