Резьба по дереву и камню

Страница 1

Художественная обработка дерева — одно из древних занятий молдаван. Это область мужского творче­ства.

Строя дома, изготавливая мебель, орудия труда и домашнюю утварь, народные мастера большое внимание уделяли не только практической, но и эстетической стороне.

Резьба по дереву выполнялась при помощи долота, ножа, пилки, пилы, топора. Существуют разные виды резьбы: контурная, рельефная, объемная, сквозная.

К сожалению, сохранилось немного старинных образ­цов художественной обработки дерева. Дерево — материал недолговечный. Кроме того, многие предметы искусства, в том числе и изготовленные из дерева, исчезли во время Великой Отечественной войны. Большинство дошедших до нас образцов художественной обработки дерева отно­сятся ко второй половине XIX века и являются элемента­ми декора жилища. Это фронтоны, столбы, капители, коньки, подзоры.

Правда, в некоторых селах еще можно найти изделия с традиционными чертами резьбы по дереву, которые не потеряли художественного значения: круглые столики со стульями, полочки, сундуки для приданого, веретена, прялки, ткацкие станки, ложки, разделочные доски.

Красивые модели декора в народной архитектуре можно встретить в селах, расположенных на берегах Реута, а также в Каларашском, Ниспоренском, Страшен-ском районах. Большой интерес представляют декоратив­ные резные капители деревянной галереи дома, где про­явилось все многообразие творческого дарования народ­ных мастеров. Имеются данные, что еще с древних времен молдаване украшали резьбой колонки дома, на которые опирался вынос кровли.

Во многих селах, особенно на юге Молдавии, фронто­ны домов украшены двумя деревянными змеями. Изображение змея встречается также и на керамических сосудах Триполья. В далеком прошлом змеи считались хранитель­ницами домашнего очага, им придавался магический смысл. Изображение змеи, а также птиц, коня — важные элементы орнаментики народной архитектуры.

В молдавских селах застекленные веранды, двери, ворота часто украшены своеобразными деревянными «кружевами». Резьба по дереву, резной камень и роспись дополняют друг друга, придают молдавскому дому наряд­ный облик.

Многие исследователи справедливо отмечают, что ор­наментика камня ведет свое начало от деревянной резьбы, что мотивы орнаментов и приемы их выполнения на протяжении веков неоднократно переходили с дерева на камень. Поэтому сохранившиеся памятники каменной ар­хитектуры можно считать прямым доказательством высо­кого уровня развития деревянной резьбы.

Особенно красивы резные деревянные ворота кресть­янских дворов в селах Центральной Молдавии, где сохрани­лись древние традиции художественной обработки дерева. Высокие, выполненные в основном из дуба, украшенные выразительным орнаментом, такие ворота являются настоящими произведениями искусства, в которых отра­жается история молдавского народа, история земли мол­давской. Ворота состоят обычно из трех столбов (деревян­ных или каменных), на которые, как правило, опирается крыша. Все элементы ворот украшены орнаментом. До настоящего времени часто встречается на воротах знак солнца, древо жизни, цветы, геометрические фигуры.

Украшением ворот является и верхняя часть створ и калитки — ажурная решетка. Она изготовляется из ряда фигурно вырезанных, вертикально расположенных досок, набранных вплотную друг к другу. При этом образуются отверстия в виде овалов, кругов, крестиков, сердечек и т. д. Ажурная решетка ворот — своеобразное деревянное кружево, орнаментальные мотивы которого разнообраз­ны, выразительны и красивы.

Столбы ворот состоят из прямоугольного или квадрат­ного тулова, заканчивающегося сложным навершием, на­поминающим пирамиду, отделенную от столба пояс­ками. Иногда столбы ворот напоминают стилизованную фигуру человека. Во всех мотивах отражена действитель­ность, чувствуется связь с традициями, богатая фантазия мастеров.

В орнаментах на деревянной мебели встречаются про­стейшие декоративные элементы. Иногда вся поверхность таких предметов украшена параллельными прямыми, вол­нистыми или пересекающимися линиями. Зигзагообразные линии носят в народе название «клык», «волчий клык».

Интересно отметить, что в старых книгах — рукописных и печатных — фронтиспис и инициалы перено­сились на бумагу с деревянных форм. Многие мотивы и элементы орнаментов перешли в резьбу именно из книг.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Организация процессов восприятия учениками творчества М.В. Нестерова
Из многих научных источников по воспитанию и развитию школьников, следует, что изучать творчество такого талантливого русского художника конца XIX - начала XX в., как М.В. Нестеров, надо в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы. Так ка ...

Живопись
Значение этрусских склепов для изучения культуры не исчерпывается техническим совершенством и своеобразием построек и уникальностью обнаруженных в них находок. Многие могилы стали богатым источником сведений о живописи этрусков, одной из ...

Милан – мастерская Леонардо
Период пребывания Леонардо в Милане (1482 - 1499) был самым продуктивным в его творческие годы и принес ему известность во всей Италии, прежде всего количеством и значимостью выполненных здесь произведений, завершенных или незаконченных, ...