Вышивка — один из видов украшения тканей — у молдаван имеет повсеместное распространение и богатые традиции. Веками создавал народ прекрасное искусство вышивки.
В прошлом в Молдавии не было ни одного села, и котором бы женщины с большим мастерством и художественным вкусом не украшали вышивкой домотканую одежду, скатерти, полотенца, занавеси, наволочки и другие бытовые и обрядовые изделия.
Особенно старательно украшали вышивкой одежду (чаще всего праздничную). Прекрасные орнаменты, широкая цветовая гамма, высокое мастерство исполнения характеризуют вышивку молдавской национальной одежды.
О молдавской национальной вышивке можно судить в основном по образцам конца XVIII — начала XX века.
Богатые коллекции народной одежды конца XVIII, XIX и начала XX века хранятся в музеях республики. Настоящим сокровищем этой коллекции являются вышитые женские блузки. Орнаменты вышивки на женских блузках располагали обычно на рукавах, груди, иногда — на спине и по нижнему краю.
Расположение орнаментальных композиций на народной одежде не является произвольным, а неразрывно связано с покроем одежды и пропорциями человеческой фигуры. Большую роль тут играет и традиция. Природное художественное чутье помогало мастерицам подчеркнуть вышивкой конструктивные особенности вещи.
Вышивка, расположенная в верхней части рукава блузки—алтица—всегда содержит определенный мотив, который обычно на этой блузке больше не повторяется. Алтица — плотная, почти ковровая вышивка, лежит квадратом поперек плеча. От алтицы вниз по рукаву полосами расходятся узоры. Геометрический или растительный орнамент, расходящийся полосками от алтицы, в народе называют речки, цветы, звездочки.
Обычно орнамент вышивок состоит из прямых, волнообразных, ломаных линий и геометрических фигур, которые образуют рисунок зигзагообразной, ромбовидной, звездообразной или крестовидной формы. Каждый орнамент, созданный той или иной вышивальщицей, отличается неповторимым сочетанием форм и цветов. Создавая композиции орнаментов, мастерицы изображали природу, фигурки животных, людей .
С древних времен пришли в молдавскую вышивку изображения петуха, курицы, змеи, которые были символами семейного счастья и благополучия. Изображение коня встречается в декоративном искусстве многих народов, и у молдаван оно имеет довольно широкое распространение. Часто в орнаментах вышивок женские фигуры, символизирующие плодородие, чередуются с изображениями цветов, деревьев, фруктов, птиц и др.
Орнаментальные мотивы молдавской вышивки носят разные названия: рыурь (реки), лучеферь (звезды), клопо-цей (колокольчики), пуй (цыплята), флутурашь (бабочки), фурникуце (муравьи), лэбуце (лапочки), коарнеле бербеку-луй (бараньи рога), каля чобанулуй (дорожка чабана) и др. Народные названия позволяют раскрыть замысел вышивальщиц разных времен, а также установить традиционные черты вышивки. К настоящему времени большая часть названий орнаментальных мотивов не сохранилась. Из-за сильной стилизации порой трудно узнать даже знаки солнца, древа жизни, коня, птиц. Может быть, поэтому нередко случается, что один и тот же орнамент даже в одном селе называется по-разному.
В XIX веке вышивали шерстяными нитями, крашенными естественными красителями, а в конце XIX — начале XX века — яркими шелковыми нитями и мулине, что несколько снизило художественный уровень традиционной молдавской вышивки.
Известно множество способов вышивания: по счету нитей, точка, цепочка, косичка, лестница, крестики, с бусинками или с блестками, мережка . Техника вышивки определила во многом геометрический характер орнамента.
В конце XIX — начале XX века и в орнаменты вышивок проникают мотивы, заимствованные из фабричной печатной продукции, отмечается тенденция к натуралистическому изображению мотивов. В это время преобладает и более простая техника вышивок, шерстяные нитки заменяют шелковыми.
Поплярное на сайте:
Европейский рисунок в Возрождение
Если не говорить о «проторисунке», если так можно выразиться,—нераскрашенных миниатюрах, альбомах образцов типа принадлежавшего Виллару д'Оннекуру, и не останавливаться на таких маргинальных явлениях рисовального искусства, как синопии, т ...
О жизни
Гойи
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес родился 30 марта 1746 года в маленькой испанской деревушке Фуэндетос, близ Сарагосы, в семье позолотчика. В 12 лет он стал учеником местного живописца Х. Мартинеса. В 17 лет он едет в Мадрид, чтобы попыт ...
Гжель
Самый известный крупный народный художественный керамический промысел – подмосковная гжель. Этот район из 30 сел и деревень бывших Бронницкого и Белгородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими глинами ...

Навигация