Вышивка — один из видов украшения тканей — у молдаван имеет повсеместное распространение и богатые традиции. Веками создавал народ прекрасное искусство вышивки.
В прошлом в Молдавии не было ни одного села, и котором бы женщины с большим мастерством и художественным вкусом не украшали вышивкой домотканую одежду, скатерти, полотенца, занавеси, наволочки и другие бытовые и обрядовые изделия.
Особенно старательно украшали вышивкой одежду (чаще всего праздничную). Прекрасные орнаменты, широкая цветовая гамма, высокое мастерство исполнения характеризуют вышивку молдавской национальной одежды.
О молдавской национальной вышивке можно судить в основном по образцам конца XVIII — начала XX века.
Богатые коллекции народной одежды конца XVIII, XIX и начала XX века хранятся в музеях республики. Настоящим сокровищем этой коллекции являются вышитые женские блузки. Орнаменты вышивки на женских блузках располагали обычно на рукавах, груди, иногда — на спине и по нижнему краю.
Расположение орнаментальных композиций на народной одежде не является произвольным, а неразрывно связано с покроем одежды и пропорциями человеческой фигуры. Большую роль тут играет и традиция. Природное художественное чутье помогало мастерицам подчеркнуть вышивкой конструктивные особенности вещи.
Вышивка, расположенная в верхней части рукава блузки—алтица—всегда содержит определенный мотив, который обычно на этой блузке больше не повторяется. Алтица — плотная, почти ковровая вышивка, лежит квадратом поперек плеча. От алтицы вниз по рукаву полосами расходятся узоры. Геометрический или растительный орнамент, расходящийся полосками от алтицы, в народе называют речки, цветы, звездочки.
Обычно орнамент вышивок состоит из прямых, волнообразных, ломаных линий и геометрических фигур, которые образуют рисунок зигзагообразной, ромбовидной, звездообразной или крестовидной формы. Каждый орнамент, созданный той или иной вышивальщицей, отличается неповторимым сочетанием форм и цветов. Создавая композиции орнаментов, мастерицы изображали природу, фигурки животных, людей .
С древних времен пришли в молдавскую вышивку изображения петуха, курицы, змеи, которые были символами семейного счастья и благополучия. Изображение коня встречается в декоративном искусстве многих народов, и у молдаван оно имеет довольно широкое распространение. Часто в орнаментах вышивок женские фигуры, символизирующие плодородие, чередуются с изображениями цветов, деревьев, фруктов, птиц и др.
Орнаментальные мотивы молдавской вышивки носят разные названия: рыурь (реки), лучеферь (звезды), клопо-цей (колокольчики), пуй (цыплята), флутурашь (бабочки), фурникуце (муравьи), лэбуце (лапочки), коарнеле бербеку-луй (бараньи рога), каля чобанулуй (дорожка чабана) и др. Народные названия позволяют раскрыть замысел вышивальщиц разных времен, а также установить традиционные черты вышивки. К настоящему времени большая часть названий орнаментальных мотивов не сохранилась. Из-за сильной стилизации порой трудно узнать даже знаки солнца, древа жизни, коня, птиц. Может быть, поэтому нередко случается, что один и тот же орнамент даже в одном селе называется по-разному.
В XIX веке вышивали шерстяными нитями, крашенными естественными красителями, а в конце XIX — начале XX века — яркими шелковыми нитями и мулине, что несколько снизило художественный уровень традиционной молдавской вышивки.
Известно множество способов вышивания: по счету нитей, точка, цепочка, косичка, лестница, крестики, с бусинками или с блестками, мережка . Техника вышивки определила во многом геометрический характер орнамента.
В конце XIX — начале XX века и в орнаменты вышивок проникают мотивы, заимствованные из фабричной печатной продукции, отмечается тенденция к натуралистическому изображению мотивов. В это время преобладает и более простая техника вышивок, шерстяные нитки заменяют шелковыми.
Поплярное на сайте:
Резиденция Президента Российской Федерации
Недалеко от Спасских ворот разместилась Резиденция Президента Российской Федерации, бывшее здание Президиума Верховного Совета. Это первое в Кремле сооружение советского времени. Оно было построено в 1932-1934 годах по проекту архитектор ...
Атмосфера чувств
Самое активное участие зрителя в театральном действе было в те времена, когда зрители бросали в актеров тухлые яйца и гнилые апельсины. А когда сейчас на спектаклях в полном зале стоит абсолютная тишина — разве это не активное участие? ...
Вестибюль
За тремя двyствоpчaтыми дверьми центрального ризалита расположен вестибюль с полом из шлифованных каменных плит. Потолок покоится на четыpex колоннах тосканского ордера, четырех трехчетверт- ных колоннах у боковых стен и пилястрах у продо ...
Навигация