Эстетика сюрреализма

Статьи по культурологии » Эстетика сюрреализма

Страница 4

Картины Миро – это окна в некие космические или духовные миры, наполненные уникальной духовно – органической жизнью, отличной от всего того, что известно нам на Земле. Ощущается, что перед нами высокохудожественное выражение некого эзотерического знания, мистического опыта проникновения в иные реальности, которое не может быть реализовано в нашем мире никаким иным способом. Для большинства картин Миро характерно создание художественного пространства путем живописной гармонизации нескольких одноцветных достаточно плотных туманностей, плавно перетекающих друг в друга. Обычно используются сине – голубые, зеленые, желто – коричнево – охристые гаммы для отдельных туманностей. На ранних этапах для создания ирреального пространства картины нередко использовались не туманности, а абстрактные локальные цветные плоскости. Затем эти пространства населяются абстрактными и полуабстрактными причудливыми формами самых различных конфигураций, большинство из которых под кистью мастера наполняются духом живых существ различной жизненно – энергетической сложности и духовной насыщенности: от примитивных существ до сложных иероглифических образований.

Живописные миры Миро часто музыкальны, поэтичны, крайне насыщены и разнообразны. Они бывают наполнены десятками самых причудливых формо – существ, а могут быть лаконичными.

Более характерным для его художественного видения является проникновение в миры, наполненные внеземным, но близким к космическим эросам, тем эросам, который открывался, кажется, древним эзотерикам в их культовых оргиях.

Сальвадор Дали. Крупнейшим представителем «натуралистического сюрреализма» был также испанец С.Дали. Он с юности отличался экстравагантными выходками, манией величия, некоторой психической неуравновешенностью, повышенным интересом к изобразительному искусству. Еще до поступления в Академию художеств в Мадриде познакомился в Барселоне с некоторыми направлениями современного европейского искусства – импрессионизмом, футуризмом. В мадридской академии он стремится к изучению техники живописи старых мастеров.

Однако его сверхэкстравагантные выходки, сюрреалистическая игра с самыми жгучими и актуальным для того времени политическими проблемами приводят его к конфликту с Бреттоном и другими сюрреалистами, склонившимся в тот период к коммунистической идеологии. В 1934 году Бреттон исключает Дали из сюрреалистов.

В 1929 г. Он знакомится с Гала, женой П.Элюара, которая становится с этого времени верной подругой, женой, музой, вдохновительницей многих его проектов и важной опорой в жизни. В Гала Дали видел свое второе Я, свою женскую испостась и многие работы подписывал двойной подписью «Гала Сальвадор Дали». С 1940 г. По 1948 г. Дали жил и работал в США, где его сюрреализм в искусстве и жизни постоянно привлекал внимание общественности. В 1948 г. Окончательно возвращается в Испанию, выезжая за рубеж только с выставками и для работы с различными проектами. Творческое наследие Дали почти необозримо, и трудно проверить, что такой объем работ даже в чисто механическом плане по силам одному человеку. Им написаны сотни живописных полотен, созданы тысячи графических листов, в том числе иллюстрации к «Дон Кихоту», «Божественной комедии», ряду трагедий Шекспира; написан ряд книг, он учавствоавл в создании фильмов, многих театральных постановок, выступал с лекциями и докладами в различных странах мира.

Дали много «теоретизировал» об искусстве, о сюрреализме. В результате мы имеем достаточно целостную далианскую эстетику, которая не только интересная для творчества Дали, но характерна вообще для духовно – эстетической ситуации.

Суть своего метода Дали видит в свободном от разума проникновении в сферу иррационального и «победу над Иррациональным» путем его художественной «рационализации» - создания «рукотворной цветной фотографии, зримо запечатлевшей иррациональное, его тайны, его странности, его утонченность и оголенность». «Мой параноидально – критический метод – пишет Дали – сводится к непосредственному изложению иррационального знания, рожденного в бредовых ассоциациях, а затем критически осмысленного. Осмысление выполняет роль проявителя, как в фотографии, нисколько не умаляя параноидальной мощи». Отстраняясь от сюрреалистов группы Бреттона, Дали отмечает, тем не менее, что у них один метод, только у сюрреалистов он «называется объективной случайностью, когда бред вдруг оборачивается реальностью». С помощью своего метода Дали пытался «прочитать» и передать в своем искусстве «послания из вечности», которое открывается лишь во сне и бредовых состояниях.

Страницы: 1 2 3 4 5

Поплярное на сайте:

Импрессионизм. Предыстория
Импрессионизм… Но почему именно он? Да, наверное, потому, что это один из кратчайших по времени и наиболее драматичный по накалу страстей период в ходе развития изобразительного искусства во Франции. Собственно история импрессионизма охва ...

Итальянское возрождение
Из-за переходного характера эпохи Возрождения хронологические рамки этого исторического периода установить довольно трудно. Если основываться на признаках, которые в последствии будут указаны (гуманизм, антропоцентризм, модификация христи ...

Архитектура
В семидесятые годы появились новые веяния в архитектуре. Называют даже точную дату – 15 июля 1973 г. В этот день в американском городе Сент-Луисе был взорван квартал новых благоустроенных домов, отмеченный в пятидесятые годы премией как ...