Давно прошло то время, когда эта пьеса была ареной борьбы. С тех пор она шла во многих театрах мира. Идет она и у нас.
Казалось бы, все это далекое прошлое. Но ханжество и лицемерие есть и в современном мире. И сегодня не исчезло стремление спекулировать на вере наивных и простых людей, на их доверчивости. Даже в нашей стране иногда встречаются религиозные секты, во главе которых стоят личности весьма далекие от тех идеалов, которые они проповедуют. К числу таких произведений относится и комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Если изучить барскую Москву фамусовых, казенщину и тупоумие скалозубов, искания живой и умной человеческой мысли Чацкого, то можно узнать целую историческую эпоху. Но в «Горе от ума» есть черты и современных персонажей: "новых русских", чиновников и болтунов.
Мы смеемся над тем, что противоречит нашим идеалам, и смеемся над отживающим, смеемся над устаревшим, но вместе с тем объектом нашего осмеяния может быть и то, что еще сильно.
Смех помогает познать истину, отличить правду от лжи. Но для того чтобы комизм не был поверхностным и выполнял свою главную задачу — научить людей понять истину, помочь отличать правду от лжи,— он должен вскрывать внутренние противоречия в самом предмете осмеяния.
Комическое в жизни многообразно. Так же многообразно оно и в искусстве, где в зависимости от того, над чем смеются, возникает множество оттенков — от шутки и юмора, смеха беззлобного, до беспощадной, безжалостной сатиры, разоблачающей отвратительные явления жизни. Юмор, нарушая привычные связи между вещами, ставит их в неожиданные положения и тем самым открывает новые стороны привычного.
На этом построена карикатура. В драматургии даже возникают особые жанры комического. Бытовая комедия, раскрывающая специфические особенности среды и быта; комедия нравов, где показаны этические стороны человеческих отношений. Такая комедия чрезвычайно широка по охвату жизни и глубине поставленных ею проблем. Например, названная нами ранее комедия Мольера «Тартюф» — комедия нравов.
Водевиль — забавное происшествие, рассказанное с легкостью, изяществом. Здесь возможно и преувеличение, и условные ситуации, и нарочитая наивность поведения героев, обилие танцев, веселых куплетов.
Комедия-фарс построена на анекдотическом сюжете. Здесь обязательны недоразумения, двусмысленности, нарочито смешные положения, в которые попадают герои. Здесь в ход пускаются перепутанные записки, случайно подслушанные разговоры и т. д.
В комедии интриги все построено на неожиданных хитросплетениях сюжета, на ревности, вызванной случайностью, неверным толкованием чужого поведения и т. д. А в некоторых пьесах сочетаются многие из этих элементов.
Но в каждом комедийном произведении обязательно присутствует положительное начало. Это не обязательно положительный герой, выведенный конкретно в произведении.
Положительный герой комедии — смех, наша реакция на показанное, наше отношение к воспроизведенному. Положительный персонаж комедии — это тот эстетический идеал, с позиции которого идет критика недостатков.
Поплярное на сайте:
Два русских кино в 20-е годы
В 1918 году русское кино раскололось на два лагеря белый и красный. Поначалу оба лагеря были просто двумя половинами одного целого. При штабах противодействующих армий существовали кинокомитеты, выпускавшие похожие друг на друга агитфильм ...
1920-30 годы – новые мастера, новые открытия в экслибрисе
Подлинный расцвет для экслибриса наступил после Великой Октябрьской социалистической революции. Всестороннее обновление жизни, культурная революция в стране, неудержимая тяга миллионов людей к знаниям, громадные тиражи книг – всё это не м ...
Тайные записи египетских жрецов
Для жителей древнего Египта любая надпись, независимо от того, нарисована она на папирусе или выбита на камне, была даром богов. Но иероглифы были больше чем просто абстрактными символами. Каждый из них отображал самую сущность предмета, ...
Навигация