Обработкой шкур в основном занимались женщины.
Сначала шкуру растягивали ремешками, продетыми в отверстия у краев на четырехугольной раме, связанной из жердей. В зависимости от погоды ее сушили иногда до двух-трех недель и более, затем подвергали многократному скоблению и размягчению. После скобления, шкура смазывалась рыбьим жиром, в нее заворачивали сырые тальниковые гнилушки и оставляли на несколько дней в теплом месте. Второй этап обычной обработки кожи-размягчение ее кожемялкой, представляющей собой металлический диск с отверстием в центре и тупыми зубчиками по окружности. Шкуру клали на стол и ее свисающий край мяли кожемялкой, двигая ее сверху вниз. Затем шкуру вновь посыпали сырыми гнилушками, заворачивали в рулон и ждали несколько дней. Третьим этапом обработки шкуры было размягчение ее кожемялкой в виде узкой дугообразной иголочки с тупыми зубьями по одному краю. Вымоченную шкуру клали на наклонное бревно, деожа ее двумя руками, мяли шкуру.
Для обработки кожи рыбы делали следующее. Кожу снимали с крупных экземпляров рыб: амура, сазана, щуки, ленка, кеты, горбуши и др. Тушку немного подсушивали, а затем с нее деревянной или костяной палочкой или костяным ножом снимали кожу. Ее разглаживали костяным утюжком и клали сушить вдали от огня на несколько дней.
Для придания кожи необходимой мягкости ее обрабатывали на кожемялке. Рыбью кожу мочили, каждую смазывали падогой – размельченной, разведенной жидко кетовой икрой, затем сворачивали в тугой узел несколько штук, клали узел в среднее углубление мялки и колотили по нему тупым топором с короткой рукояткой. В процессе обработки кожи несколько раз переворачивали, вынимали, сворачивали по-другому.
Изделия из рыбьей кожи шили нитками из рыбьей кожи. Для их изготовления выбирали ровные и крепкие кожи кета, муксуна, сазана, счищали с них лунки от чешуек, смазывали каждую из кож падогой, клали одну на другую и просушивали. Затем они разрезались на узкие полоски, связывались в узкий пучок 15-20 штук, закреплялись и каждая полоска вытягивалась. Нитки становились прочными и по своей прочности могли сравниться только с жильными.
Изделия из шкур и кож сшивались жильными нитками. Существовали специальные нитки для шитья шкур и кожи.
Поплярное на сайте:
Портреты петербургского периода
В Петербурге Брюллова окружила среда писателей, поэтов, художников, композиторов, музыкантов, актеров. Он вращался в кругу дорогих его сердцу людей искусства, приобщаясь к миру их сокровенных мыслей и чувств. Брюллов встречался с Пушкины ...
“Прометей Прикованный”
Среди сохранившихся трагедий Эсхила “Прометей Прикованный” занимает несколько особое место: целый ряд стилистических особенностей, очень скромная роль хора, наконец изображение Зевса как жестокого тирана не находят себе аналогий в других ...
«Мокрый луг» – венец творения
Первый год, когда он надеется скоро уехать из Крыма, местная природа еще мало интересует его как художника. Он, правда, уже начинает работать над ней, но вынужденно, выполняя заказы. Душой он привязан еще всецело к средне-русской природе, ...
Навигация