К Возрождению художники постепенно начинают отходить от традиций Средневековой живописи, но удается это им далеко не сразу – каноны отцов все еще довлеют над их кистью, что несложно увидеть даже в работах великих мастеров. И не смотря на то, что Новое Время уже наступило, символизм их работ остается прежним: алтарь галереи Брера в Милане – на этой фреске великого Пьеро Франческа мы видим яйцо страуса, символизирующее девственное рождение - согласно преданию страус выкапывает ямку для яйца, засыпает его песком и оставляет, чтобы детеныш вылупился из него сам по себе. Художник достигает гармонии, отдаваясь опыту своих предшественников – лица действующих лиц его фресок (фрески цикла «История Животворящего Креста» в церкви Сан Франческо в Ареццо, 1452—1466) наполнены спокойствием и благодатью, поскольку, если приглядеться, оказываются выполнены в форме яйца.
Про живопись же Сальвадора Дали нельзя сказать, что ее тоже наполняет спокойствие, однако яйцо можно встретить и тут. Великий мастер сюрреализма пользовался символикой, разработанной Карлой Юнгом, но уже на уровне знака. Картины Дали наполнены философским смыслом и именно символы дают ключ к загадкам его произведений: и камень - олицетворение женского и мужского начала, птицы - образы загробного бытия, яйцо - образ Вселенной и начало мира. Ряд знаков-символов в мифологии Дали связан, как и у любимого им Босха, с перенесением словесного выражения в изображение. Дали прежде всего мастер метаморфозы. Достаточно необычен и интересен музей Сальвадора Дали в Фигерасе в Испании. Сам музей – бывший кинотеатр, который купил Дали с целью создания своего храма искусства - это квадратное здание красного цвета, на стенах, хлебные плетенки. Непосредственно перед входом, можно увидеть несколько скульптур с ящичками вместо груди, огромные столбы, выстроенные из старых покрышек и телевизоров. И конечно же яйца, символ жизни Сальвадора Дали, огромные яйца, расположенные на крыше по периметру всего здания.
Человечеству уже много веков известна необыкновенная прочность такой, казалось бы, хрупкой яичной скорлупы, сохраняющей жизнь еще не родившимся существам. Архаичная символика яйца в виде скорлупной полусферы явственно обнаруживается в формах некоторых традиционных жилищ - многообразных юртах, эскимосских снежных хижинах иглу, легких тропических куполовидных постройках например, у зулусов в Африке или у колумбийских индейцев в Южной Америке). Некоторые исследователи приписывают изобретение этих архитектурных форм вавилонским зодчим, легших в основу всего строительного искусства древнего Рима и средневековой Европы. В самом деле, покрытие из клиновидных кирпичей, приложенных один к другому по кривой линии и удерживаемых таким образом в равновесии, широко применялось в Вавилонии, как видно по остаткам дворцов, каналов и мостов, обнаруженных в Месопотамии. Сооружение сводчатого стока воды в Ниппуре, центре древнейшего шумерского племенного союза, следует отнести к III тысячелетию до н. э. А сводчатые потолки в царских гробницах Ура, древнейшем месте культа шумерского бога Луны, еще на четыре-пять веков старше. Знаменитый испанский архитектор Антонио Гауди считал куриное яйцо образцом совершенства и в знак уверенности в его феноменальной природной прочности одно время носил сырые яйца, которые брал с собой для завтрака, прямо в кармане.
Также, кроме абсолютной гениальности этой природной формы, в архитектуре форма яйца использовалась и в своем символическом значении – это прослеживается в куполах мечетей, церквей, гробниц. В капителях и карнизах ионических и коринфских ордеров можно найти иконки в виде яйца – овы.
Современные архитекторы и дизайнеры придают уже меньшее значение сакральному смыслу символу яйца, но по прежнему считают эту форму совершенной. В 2002 Норман Фостер, знаменитейший британский архитектор, осуществил новый амбициозный проект, который вынашивал до того четыре года и занимавший одно из первых мест на выставки Архитектора в 2001 году. Здание Лондонской Мэрии на берегу Темзы выполнено в форме яйца. В компьютерных анимациях Фостер сначала представлял здание в виде прямоугольного параллелепипеда, куда отлично помещалась мэрия. Потом в компьютере возникал некий вращательный момент, параллелепипед крутился, стирая грани о внутреннюю поверхность экрана, и вдруг замирал в виде цилиндра. Мэрия помещалась там скругленные планы, столы и шкафы отскакивали от стен – в результате создавалось правильное авангардное пространство. Но после этого вращательный момент дальше продолжал свою работу, и постепенно цилиндр приобретал яйцевидность. В результате многие помещения утратили свою функциональность (нижний этаж теперь отведен под выставочное пространство для инсталляций), но форма в итоге форма получилась достаточно яркой и энергичной. Также в 1997 году группа «Обледенение архитекторов», действовавшая в составе мастерской Сергея Ткаченко (МНИИП), задумала проект «Яйцо» - по замыслу авторов архитектура готова была вместить в себя практически все: картины старых мастеров, пасхального Фаберже, рождественские открытки, роддом в Вифлееме и собственно дом-метафору на углу Патриарших прудов. Но этот проект так и не был осуществлен, модифицировавшись в небольшое здание, также имеющее непосредственную связь с изначально задуманной формой, на улице Машкова.
Поплярное на сайте:
Китай в период Сунской империи
В социальной жизни китайской империи X – XII вв. произошли некоторые изменения.
В X – XII вв. в феодальном Китае продолжался процесс обособления города от деревни. В разных районах страны возникали новые города, разрастались старинные по ...
Супрематизм
Цель супрематизма — выражение реальности в простых формах (прямая, квадрат, треугольник, круг), которые лежат в основе всех других форм физического мира. В супрематических картинах остутствует представление о «верхе» и «низе», «левом» и ...
Скопин
Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся в городе Скопине Рязанской области. Рязанская земля, богатая традициями разных видов народного искусства, стала родиной производства го ...
Навигация