Творчество И.Е. Репина

Статьи по культурологии » Творчество И.Е. Репина

Страница 2

Успех картины превзошел все ожидания. С нее, как говорил сам художник, пошла его слава по всей Руси великой. И действительно» «Бурлаки на Волге»—лучшая кар­тина реалистической жанровой жи­вописи 70-х годов, воплощение де­мократических гуманистических идей того времени. В этой картине Репина удачнее, чем у кого бы то ни было, выражено все то, к чему стре­мились его современники: и могу­чее «хоровое» звучание темы. и глубокий психологизм каждого образа, и композиционное, и колори­стическое мастерство. «Четыре года тому назад,—писал Крамской,— Перов был впереди всех, еще толь­ко четыре года, а после Репина «Бурлаков» он невозможен . Для всех стало очевидным, что уже не­возможно остановиться хотя бы на маленькую станцию, оставаясь с Пе­ровым во главе» .

С огромной силой убедительности показал Репин одиннадцать бурла­ков. Медленно, друг за другом, они словно бы проходят перед зрите­лем . разные люди, разные судьбы. Впереди—так было принято в бур­лацких партиях—самые сильные. Первый, кто сразу привлекает к себе внимание,—бурлак с лицом мудреца и ясным кротким взглядом. Прообразом для него послужил Канин, поп-расстрига, человек трудной судьбы, сохранивший и в бурлац­кой лямке душевную кротость и стойкость. Его сосед слева—могу­чий и добрый богатырь, справа (по­зировал матрос Илька) —озлоблен­ный человек с тяжелым взглядом исподлобья, рядом с ними, еще пол­ными сил, изможденное лицо обес­силевшего человека, еле держаще­гося на ногах- В центре всей груп­пы совсем еще юный бурлак, впер­вые идущий бечевой. Он не привык к лямке, все пытается ее поправить, но это ему мало помогает . И его жест, каким он (в который раз!) поправляет лямку, воспринимается почти символически, по словам Ста­сова. как «протест и оппозиция мо­гучей молодости против безответ­ной покорности возмужалых, слом­ленных привычкой и временем .» людей. При работе над этим обра­зом Репин использовал этюды, для которых позировал мальчик по име­ни Ларька.

Страстным протестом против по­добного порабощения человека про­никнута вся картина. Однако наря­ду с истинно трагическими нотами в ней настойчиво звучат и другие. Бурлаки у Репина не только угне­тенные, но и сильным духом, вынос­ливые люди. Подобно своим совре­менникам Савицкому и Мясоедову, Репин видит в трудовом народе стойкие и независимые характеры. Для того чтобы эта мысль стала еще яснее, Репин использовал свое­образный композиционный прием. Он выбрал довольно низкую линию горизонта, отчего фигуры людей поднялись словно бы на пьедестал. Они темным пятном резко выделя­ются на фоне голубого неба и жел­товато-голубоватых далей. Кажет­ся, что силуэты идущих сливаются в единую цельную группу. Все это придает картине черты монумен­тальности, соответствующие ее идейному строю.

Современников поражал колорит картины, она казалась им удиви­тельно солнечной.

Появление «Бурлаков» на выстав­ке вызвало горячую полемику. Весь прогрессивный лагерь поднял их, как знамя критического демократи­ческого искусства. Блестящей ста­тьей откликнулся Стасов, глубоко потрясенный Достоевский приветст­вовал Репина.

В реакционной прессе появились отрицательные отзывы, а глава Ака­демии художеств—ректор Ф. А. Бруни назвал картину «величайшей профанацией искусства». В этом столкновении мнений отразилась та напряженная идеологическая борь­ба представителей двух культур, которая характерна для второй по­ловины XIX в.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Поплярное на сайте:

Образ Мадонны в немецкой и нидерландской живописи Возрождения
В небольшой коллекции немецкого искусства XV-XVIII вв. Эрмитажа особую ценность представляют произведения мастера Возрождения Лукаса Кранаха Старшего. Творчество этого художника представлено произведениями среднего и позднего периодов. Ху ...

Троицкий мост
Каменный Троицкий мост был построен через реку Неглинную в 1516 году (теперь здесь раскинулся Александровский сад). Тогда же была сооружена и Кутафья башня. Сейчас это единственная сохранившаяся из предмостных башен Кремля. Она была окруж ...

Валентин Александрович Серов
Серов Валентин Александрович (1865, Петербург - 1911, Москва) - художник. Родился в семье композитора и музыкального критика А.Н. Серова. Рано проявив художественные способности, с 1871 Серов брал уроки живописи в Мюнхене у К. Кеппинга, з ...