Творчество И.Е. Репина

Статьи по культурологии » Творчество И.Е. Репина

Страница 2

Успех картины превзошел все ожидания. С нее, как говорил сам художник, пошла его слава по всей Руси великой. И действительно» «Бурлаки на Волге»—лучшая кар­тина реалистической жанровой жи­вописи 70-х годов, воплощение де­мократических гуманистических идей того времени. В этой картине Репина удачнее, чем у кого бы то ни было, выражено все то, к чему стре­мились его современники: и могу­чее «хоровое» звучание темы. и глубокий психологизм каждого образа, и композиционное, и колори­стическое мастерство. «Четыре года тому назад,—писал Крамской,— Перов был впереди всех, еще толь­ко четыре года, а после Репина «Бурлаков» он невозможен . Для всех стало очевидным, что уже не­возможно остановиться хотя бы на маленькую станцию, оставаясь с Пе­ровым во главе» .

С огромной силой убедительности показал Репин одиннадцать бурла­ков. Медленно, друг за другом, они словно бы проходят перед зрите­лем . разные люди, разные судьбы. Впереди—так было принято в бур­лацких партиях—самые сильные. Первый, кто сразу привлекает к себе внимание,—бурлак с лицом мудреца и ясным кротким взглядом. Прообразом для него послужил Канин, поп-расстрига, человек трудной судьбы, сохранивший и в бурлац­кой лямке душевную кротость и стойкость. Его сосед слева—могу­чий и добрый богатырь, справа (по­зировал матрос Илька) —озлоблен­ный человек с тяжелым взглядом исподлобья, рядом с ними, еще пол­ными сил, изможденное лицо обес­силевшего человека, еле держаще­гося на ногах- В центре всей груп­пы совсем еще юный бурлак, впер­вые идущий бечевой. Он не привык к лямке, все пытается ее поправить, но это ему мало помогает . И его жест, каким он (в который раз!) поправляет лямку, воспринимается почти символически, по словам Ста­сова. как «протест и оппозиция мо­гучей молодости против безответ­ной покорности возмужалых, слом­ленных привычкой и временем .» людей. При работе над этим обра­зом Репин использовал этюды, для которых позировал мальчик по име­ни Ларька.

Страстным протестом против по­добного порабощения человека про­никнута вся картина. Однако наря­ду с истинно трагическими нотами в ней настойчиво звучат и другие. Бурлаки у Репина не только угне­тенные, но и сильным духом, вынос­ливые люди. Подобно своим совре­менникам Савицкому и Мясоедову, Репин видит в трудовом народе стойкие и независимые характеры. Для того чтобы эта мысль стала еще яснее, Репин использовал свое­образный композиционный прием. Он выбрал довольно низкую линию горизонта, отчего фигуры людей поднялись словно бы на пьедестал. Они темным пятном резко выделя­ются на фоне голубого неба и жел­товато-голубоватых далей. Кажет­ся, что силуэты идущих сливаются в единую цельную группу. Все это придает картине черты монумен­тальности, соответствующие ее идейному строю.

Современников поражал колорит картины, она казалась им удиви­тельно солнечной.

Появление «Бурлаков» на выстав­ке вызвало горячую полемику. Весь прогрессивный лагерь поднял их, как знамя критического демократи­ческого искусства. Блестящей ста­тьей откликнулся Стасов, глубоко потрясенный Достоевский приветст­вовал Репина.

В реакционной прессе появились отрицательные отзывы, а глава Ака­демии художеств—ректор Ф. А. Бруни назвал картину «величайшей профанацией искусства». В этом столкновении мнений отразилась та напряженная идеологическая борь­ба представителей двух культур, которая характерна для второй по­ловины XIX в.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Поплярное на сайте:

Главное здание дворца
Летом 1718 года на склоне между природными уступами стали рыть котлован под цокольный этаж, в котором должны были располагаться хозяйственные помещения. Однако днем закладки краеугольного камня можно считать 21 мая 172о года. В этот день ...

Основные способы росписи тканей
При каждом способе художественной росписи (кроме трафарета) ткань натягивают на рамку. При натяжении необходимо следить за тем, чтобы она не перекашивалась, чтобы нити основы и утка были перпендикулярны друг другу. Отрезанная нужного разм ...

Формирование музея и музейных коллекций. Музейные здания
1764 год принято считать датой основания Эрмитажа. Тогда в собственность императрицы Екатерины II из Берлина поступила коллекция крупного негоцианта Гоцковского. Желая погасить свою задолженность русской казне, он предложил вместо денег б ...