Дега, выходец из старинной банкирской семьи, учился некоторое время у последователей Энгра-Ламота. Однако молодой художник бросает Школу изящных искусств и едет в 1856 г. на два года в Италию, где тщательно изучает не только наследие 16 в., но и творчество мастеров раннего Возрождения. Поклонник точного и выразительного рисунка, глубокий почитатель Энгра, молодой Дега считает своим идеалом ''дух и человеческий жар Мантеньи в соединении с живостью и красочностью Веронезе''. Ранние работы Дега отличаются своим иногда резким и всегда точным рисунком. Если его портретные зарисовки брата (1856-1857гг.) и, в особенности, отличающаяся выразительностью голова баронессы Беллели (1859, все в Кабинете эстампов Лувра) раскрывают незаурядную зоркость художника и благородно - сдержанное мастерство исполнения.
По возвращении в Париж Дега обращается к исторической теме, однако, придавая ей необычную для салонной живописи тех лет трактовку. Так, в картине ''Спартанские девушки вызывают на состязание юношей'' (1860 г., Лондон, Институт Курто) Дега, отбрасывая условную идеализацию античности, стремится увидеть ее такой, какой она могла быть в своей реальной жизненности. Отсюда угловатые движения подростков, изображенных в самом, что ни на есть прозаически повседневном пейзаже.
60-е гг. были временем постепенного формирования художественного языка, художественного видения мира молодого художника. К этому времени наряду с менее значительными историческими композициями, вроде ''Семирамиды'' (1861 г., Лувр), относится несколько портретов, в которых и оттачивалась зоркая наблюдательность и гибкое реалистическое мастерство Дега (''Голова молодой женщины'', ок. 1867; Лувр).
Дега – внимательный наблюдатель, быстро и точно схватывая все характерно выразительное в беспокойной калейдоскопической смене жизненных ситуаций, передавая ритм жизни большого города, создает своеобразный вариант бытового жанра, посвященный городу.
Некоторым его работам свойственна почти фотографическая бесстрастность персонажей. Таков, например, при всем сдержанном утонченном благородстве холодной голубоватой гаммы ''Урок танцев'' (ок.1874 г., Лувр). С прозаической точностью фиксируется профессиональные движения балерин, проходящих обучение у старичка – танцмейстера. В таких же работах, как жанровый портрет виконта Лепика с дочерьми на площади Согласия (1873), трезвая прозаичность фиксации жизни преодолевается благодаря выразительной динамике композиции, необычной, почти гротескной резкости передачи характера Лепика, то есть путем художественно острого и резкого выявления характерно выразительного начала в жизни.
Для картин Дега начиная с 70-х гг. также очень типично умение найти неожиданно свежую точку зрения на изображаемое событие, решительно ломающую традиционные каноны академически построенных композиций. Так, в ''Музыкантах оркестра'' (1872 г., Франкфурт – на – Майне, Штеделевский институт), Дега контрастно сопоставляет крупные головы музыкантов (они даны надвинутым на зрителя планом) и, сразу переходя к заднему плану, маленькую фигурку кланяющейся со сцены танцовщицы. Интерес к выразительному движению и его точной и подчеркнуто заостренной передаче проявился и в многочисленных эскизных статуэтках танцовщиц, создаваемых художником и дающих ему возможность точнее схватить характер движения, так сказать, его логику.
Интерес к узкопрофессиональной характерности движений, поз, жестов, свобода от какой – либо поэтизации – характерная черта ряда полотен Дега, посвященных скачкам. Достаточно сравнить почти репортерскую точность в анализе профессиональной стороны дела в его ''Проездке скаковых лошадей'' (70-е гг., ГМИИ) с образом стремительного прорыва скачущих всадников в ''Скачках в Эпсо'' Жерико, чтобы ощутить ограниченную сторону аналитически наблюдательного Дега. Не случайно его пастель, в которой он пытается передать поэзию танца, ''Балерина на сцене'' (1876 – 1878., Лувр), не относится к числу его наиболее значительных произведений.
И вместе с тем при всей своей специфической односторонности и, может быть, в связи с этой односторонностью искусство Дега обладает особой силой, художественной убедительностью и содержательностью. В своих наиболее значительных картинах Дега с большим мастерством раскрывает в косвенно ассоциативной форме сложный мир внутреннего состояния человека, атмосферу отчужденности и одиночества, столь характерные для общества, в котором живет Дега.
Поплярное на сайте:
Последние годы творчества
Брюллов уехал из Петербурга 27 апреля 1849 года. Безнадежно больной, но совету врачей он направился за границу. Путь Брюллова лежал через Польшу, Пруссию, Бельгию, Англию, откуда художник должен был на корабле отплыть в Португалию. Во мно ...
Обувь
В качестве обуви носили лапти прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Ногу обертывали портянками из белого и черного сукна. По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бля ...
Ранний период
Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия («Убийство», 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865-67, частное собрание, Швейц ...
Навигация