Медресе "Гусмания"

Страница 2

Медресе "Гусмания", переехавшее в повое здание (ныне ул. Тукаева, 39), продолжает заниматься по старой программе подготовки учителей для начальных классов (мугаллимов) и для медресе (халифов). Так произошло потому, что против новых взглядов X. Гусманова активно выступили влиятельные круги татарской интеллигенции и духовенства во главе с Салимгареем Яйтуриным. Дух бурных революционных событий 1905 года проник и в спокойную атмосферу медресе "Гусмания". Часть шакирдов и халифов начинает общаться с местными революционерами. Хабибулла Ахтямов, Хатмулла Фазылов старались знакомить шакирдов с внешним миром, событиями, происходящими вне стен медресе.Пишутся пьесы, организовываются постановки спектаклей. В стенах медресе начинают выпускаться журналы: литературно-политический "Иттифак" под редакцией Зия Уммати, сатирический "Чеметкеч" под редакцией М. Амирова и X. Каримова.

Группа интеллигенции (С. Янтурин, Б. Назиров, Зия-аль-Камали), мечтающая открыть высшее учебное заведение, покидает "Гусманию" и организовывает медресе "Галия". А другая группа (Л. Хакимов и его соратники), не соглашаясь с реформаторским духом, обитавшим в "Гусмании", оставляет ее стены и открывает медресе "Хакимия" с целью внедрения там методов обучения Бухарских медресе.

В 1907 году, после смерти оснопателя медресе Хайруллы Гусманова, во главе медресе становится имам-хатыб 1-й Соборной мечети Жигангир Абызгильдин. С этого времени медресе в какой-то степени теряет свое прежнее значение и снова превращается в обычное духовное учебное заведение. Число шакирдов постепенно уменьшается. В 1914 году в медресе обучалось 180 чел. Такое положение медресе устраивало не всех. Начинается новая волна за реформы. Поддерживаются ранее установившиеся новые методы обучения.

Медресе делится на 3 класса: приготовительный (ибтидан), l-й (рушди) и 2-й (игдадия). Приготовительный и второй классы имели 2-х годичные курсы, первый - З-х годичный.

Занятия велись в обычных классных комнатах, таких же, как н в русских учебных заведениях: имелись типовые парты, классные доски, географические карты. В программе по географии были общие сведения о частях света, география России и Европейских государств, математическая география с астрономией. Несмотря на такой подход к преподаванию общеобразовательных предметов, центральное место в учебном процессе отводилось мусульманским богословским предметам и арабскому языку. Арабский язык изучался настолько хорошо, что окончившие медресе могли свободно читать на нем книги и газеты, только говорить затруднялись за отсутствием практики.

Позднее в медресе возникает идея преобразования его в татарскую нациоиальцую гимназию. Носителям этой идеи (С. Максутов, Н. Алкин, Н. Биккулов) во главе с Ж. Абызгильдинным и казыем 1-й Соборной мечети Г. Сулеймановым удалось ее осуществить только в 1918 году (с началом чехословацкого мятежа). Директором национальной гимназии, которая размещалась в здании: медресе "Гусмания" до июня 1919 года, был Закир Шакиров.

После освобождения г. Уфы от колчаковцев национальная гимназия была реорганизована в школу-коммуну № 4. Здесь воспитывались и обучались дети-сироты, потерявшие своих родителей во время гражданской войны. Это была 4-х классная начальная школа с обучением детей по программе советских начальных школ.

После окончания 1921-1922 учебного года школа была преобразована в открытую советскую начальную школу, куда принимались все желающие дети башкир н татар. Школа была названа именем революционера-большевика Хусаина Ямашева (1882-1912) Директором школы-интерната был назначен Исмагил Ишмухаметов, завучем - Кашфи Мустафин. В 80-е годы в здании медресе размещался факультет повышения квалификации Башкирского государственного педагогического института. Сейчас в этом здании находится средняя школа № 14 г. Уфы.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Полховская игрушка
Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии. Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и се ...

Художественно-эстетическая феноменология направлений авангарда
Абстракционизм (абстрактное искусство). Главными теоретиками и практиками были В.Кандинский, П.Мондриан. Абстракционизм отказался от изображения форм визуально воспринимаемой действительности, от изоморфизма и ориентировался исключительно ...

Портреты петербургского периода
В Петербурге Брюллова окружила среда писателей, поэтов, художников, компози­торов, музыкантов, актеров. Он вращался в кругу дорогих его сердцу людей искусства, приобщаясь к миру их сокровенных мыслей и чувств. Брюллов встречался с Пушкины ...