Уральский изразец. Керамика сегодня

Статьи по культурологии » Русский печной изразец » Уральский изразец. Керамика сегодня

Страница 2

Имеются также изразцы, снятые в самом Екатеринбурге, вероятно, изготовленные здесь же. Они представляют собой гладкие без рель. Скромно украшен незатейливым орнаментом синего цвета изразцы из пояса и козырька печи, а стенной и угловой изразцы имеют лишь узкую рамку. Фон, как и у соликамских изразцов – белый. Вынуты все эти предметы из одной печи, о чем говорит единая цветовая гамма и одинаковое композиционное решение всех кафлей.

О том, что в Екатеринбурге было собственное керамическое производство, свидетельствует запись в каталоге Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки 1887года.

Вот, что говорится в разделе: ''Полуфаянсовая, глиняная посуда и прочие изделия'':

''Фабрика в Екатеринбурге, при реке Исети. Заведует управляющий. 1 мастер, рабочих 15 человек, 3 живут при фабрике, остальные на стороне. Двигатели: 2 конных привода в 4 силы. Исполнительный механизм: 2 глиномялки бегуны, жернова и до 12 кругов ручных и ножных, 1 пресс. Для годового производства требуется: глины огнеупорной до 20 тонн пудов, кварца до 10 тонн пудов, глазури до 200 пудов, гончарной глины до 5 тонн пудов. Глина огнеупорная из Кунгура, гончарная Пермского уезда, глазурь итальянская. Изготавливается изразцов до 10 тыс шт. Средние по 50 коп., угли по 1 руб., кварцевого кирпича т. по 60 руб., огнеупорный обыкновенный по 25 руб., трубы огнеупорные и гончарные от 25 коп., чаши и раковины от 3 руб. и проч. Топливо: дров 4 куб. саж., хвои и пней до 50 куб. саж., каменного угля до 3тыс пуд. Сбыт преимущественно на Урале и в Сибири до Иркутска и часть в европейской России''1.

38

Старинное уральское производство стало основой для последующего развития керамики. Фарфоро-фаянсовые производства на Урале в первой половине XIX века действовали помимо Екатеринбурга в Шадринске, Нижнем Тагиле, Перьми.

Гончарная традиция продолжается и сегодня в творчестве отдельных мастеров и целых промыслов, в авторских изделиях и тиражных промышленных вещах, обращаются к ней самодеятельные художники и детские студии.

''Очевидный аспект интереса к народному искусству, то что рукотворная вещи призвана разрушать стандартность нашего окружения, внести в окружающую среду элемент непосредственного человеческого чувства.

Для сохранения своей суть человеку необходимо иметь в своём окружении вещи, рукотворного происхождения. Это один из путей реализации высочайшей ценности – межчеловеческого общения. Имея дело с вещами стандартными, созданными машиной, человек теряет ощущение собственного духовного богатства''2 Эстетика природного материала познаётся мастерами в их будничной практике, в процессе изготовления изделий. Свойство и возможности материала ощущаются резкой, воспринимаются глазами, пробуждая в душе мастера желание творить. На керамике легче всего пронаблюдать, как рождается пластический образ, объединяющий

39

Ручной труд мастера сочетает в себе различные стороны человеческой деятельности. Проявляя в неразрывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать и учить других, труд такого мастера наиболее полно реализует в себе целостного человека.

Создатели керамических изделий, как правило, универсалы. Они много знают о глине, её составе и свойствах, умеют пользоваться гончарным кругом, умеют достигать необходимых температур в печах для обжига, владеют тайной изготовления поливы, словом, это художники и технологи одновременно.

Таким мастером универсалом является Сергей Анатольевич Гаврилов, преподаватель Катайского педагогического училища. Он сам был выпускником художественно-графического отделения этого училища, после чего поступил в Нижнетагильский пед. Институт, по окончании которого, в том же 1984 году вернулся в пед училище в качестве преподавателя. Его предмет –художественная обработка материала. На уроках Сергея Анатольевича учащиеся пробуют свои силы в резьбе по дереву, в технике шпона, линогравюры и конечно же большой интерес для них представляет работа с глиной, с этим податливым материалом, способным будить фантазию и воплощать любые замыслы. Не случайно выбирают студенты для выполнения дипломных работ - изготовление керамических изделий: среди них - вазы, украшенные лепным рисунком, квасник в ''русском стиле'' с символическими изображениями рая и ада., мелкая пластика – фигурки людей и животных.

Страницы: 1 2 3 4 5

Поплярное на сайте:

Русский натюрморт XIX века
Русская культура на рубеже веков имеет самое непосредственное отношение к истории импрессионизма. А Москва, наряду с Парижем и Нью-Йорком, является третьим городом мира, где перед первой мировой войной была сосредоточена лучшая часть импр ...

Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина
Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает тот методологический инструментарий, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте и тем самым повысить уровень общен ...

Миракль
Само название миракль происходит от латинского слова «чудо». И действительно, все конфликты, порой очень остро отражавшие жизненные противоречия, в этом жанре разрешались благодаря вмешательству божественных сил святого Николая, девы Мари ...