Пришла весна. Из земли пробились ростки аканфа. Сквозь плетёное дно они проникли в корзину, но тяжёлая крышка не позволяла им расти вверх, и тогда тонкие завитки растений стали извиваться по сторонам.
Случайно в Некрополь зашел известный скульптор Каллимах. Обрамлённая листьями корзина показалась ему такой прекрасной, что он перенес этот рисунок на капители колон.
В проемах второго и третьего этажей выстроились ряды статуй, высеченных из белоснежного мрамора. Они поражают художественностью исполнения, а так же величиной, количеством и богатством материала. Если в Парфеноне статуи повествуют о красоте и совершенстве свободного человека, то в Колизее они прославляют непреклонную силу, поставившую их правильными рядами в одинаковых арочных проёмах вдоль бесконечно эллиптического фасада.
Арена Колизея имела деревянный обычно засыпанный песком пол, который мог опускаться и подниматься. Иногда она заполнялась водой с помощью проведённого к зданию рукава акведука, и тогда в Колизее устраивались навмахии – настоящие морские сражения с настоящими морскими кораблями.
В честь торжественного открытия Колизея праздник в Риме продолжался сто дней подряд, гости съехались со всего света. В народ бросали тессеты, по которым счастливцы получили самые разнообразные подарки – от 10 головок салата до 10 фунтов золота. Публику обносили корзинами со съестным – домашней птицей, печеньем, орехами, финиками, сливами.
В Колизее проводили и спортивные состязания, но недобрая слава сооружения связана с жестокими боями гладиаторов. В Греции театры обычно строили на лоне природы – на склонах холмов, и предназначались они для постановки пьес, связанных с самой жизнью, с её буднями и суетными проблемами. В Риме театры отгораживались от города стенами, замыкаясь высокими многоярусными стенами. В них шли по преимуществу комедии, но даже их публика не всегда могла досмотреть до конца. Комедиограф Теренций сообщает, что, когда шла его “Свекровь”, внезапно объявили о представлении в амфитеатре гладиаторских боёв, и зрители, сорвавшись с места, ринулись туда. Все главные развлечения римлян – гладиаторские бои, травля зверей, охоты – устраивались в амфитеатре. Это была самая настоящая битва жизни и смерти. После каждого боя победитель уходил с наградой, а побежденный, если в них еще теплилась жизнь, по требованию зрителей могли помиловать или добить в специальных камерах смертников.
Сколько несчастных погибло здесь страшной смертью, унося с собой образ огромной, бесчеловечной, ревущей толпы! Сколько тысяч диких зверей здесь было убито! Довольно часто они были редчайшей породы, завезенные из дальних стран.
Посреди Колизея возвышалась статуя Юпитера. Здесь и проходили бои гладиаторов с дикими зверями или между собой. Сюда же выводили и первых христиан на растерзание. Потоками лилась человеческая кровь для потехи жестокой и развращенной толпы и язычников. Это были жестокие зрелища, и многие люди возмущались и выступали против подобных игр (например, Сенека), но их было меньшинство. Потребовалось целых 200 лет, чтобы отучить народ от этого жестокого зрелища. Сохранилось предание, что зодчий Колизея Гавденций принял христианство и претерпел мучения на площади им же самим построенного амфитеатра. Когда римский папа Григорий Великий встретил послов Юстиниана, пришедших к нему из Византии, как высшую святыню дал он им горсть земли из Колизея, завернув её в богатые ткани.
Арену ограждала от зрителей 4-х метровая стена, и в нижних рядах её, по малой оси, помещались ложи императора, которые подземным ходом соединялись с императорским дворцом на Палатине. Здесь же располагались ложи и высших правителей города.
После падения римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. В средние века в нем совершались христианские церемонии, порой он использовался как феодальный замок, а однажды был приспособлен под мастерские для изготовления селитры. В конце 13-го века Колизей был превращен в каменоломню. Из него были построены дома 23 видных аристократических семей, в 14-15 вв.- шесть церквей, в 1495 году из материала Колизея построили канцелярию Римского папы, а в 16-м веке из квадров строили мосты. В 1704 году даровой материал Колизея использовали для постройки гавани.
Поплярное на сайте:
Семеновская и мериновская матрешки
На протяжении нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом наибольшей известностью пользовались семеновские и мериновские матрешки, которые для большинства вообще стали ассоциироваться с понятием “русская матрешка”.
Эти матрешки за ...
Студийные эксперименты:
от «системы» Станиславского к методу Чехова
К самостоятельным опытам по технике актера Чехов пришел в период кризиса, когда он открыл студию у себя дома в Москве. Чеховская студия просуществовала с 1918 по 1922гг. Это была первая из многих студий актера. За границей Чехов организов ...
Экслибрисы 19 века – предвестники будущего искусства
Упадок книжного знака в период конца 19- начала 20 века объясняется и тем, что гербовой знак отходил на второй план, а новый ассоциативный, делал в России лишь первые шаги на пути самостоятельного развития. Он пока ещё был слишком повеств ...
Навигация