В Англии художественные течения “конца века” складывались не столько как стили искусства, сколько как стили жизни. Течения “конца века” определились в Англии позже, чем во Франции. Сдерживало “викторианство”, отсутствие должных контактов с Францией.
Английский теоретик искусства Уолтер Пейтер сформулировал нормы импрессионистического поведения. Он не претендовал на роль провозвестника художественных открытий, не оформлял никаких литературных доктрин, не заявлял о какой-нибудь школе. Не стиль искусства, а стиль восприятия искусства пытался он определить. Стиль поведения перед лицом произведения искусства. В своей книге “Ренессанс” Пейтер так формулирует задачу: ”Что же означает для меня такая-то песня или картина, тот или иной пленительный образ книги или жизни? Как он действует на меня?”. Видно, что занимает его действительно восприятие, а не создание искусства, поведение зрителя, а не художника. Это поведение может быть названо импрессионистическим. Пейтер категорически подчеркивал, что речь идет только о его восприятии картины и поэтому сравнивал воспринимающего субъекта с узником одиночной камеры.
Итак, импрессионизм в Англии не сложился в четко обозначенных границах художественной школы. Соответственно, расплывчатые характеристики – не редкость в работах, подытоживающих развитие английского искусства на рубеже XIX- XX веков. Новые тенденции могут именоваться “в литературе реализмом, в живописи - импрессионизмом”. “Современные идеи” таковы и так осуществляются различными художниками, что каждый из них оказывается импрессионистом “на свой лад”; классифицируются различные типы “компромиссов с импрессионизмом”, в результате чего совершенно неопределенным предстает именно импрессионизм, как явление в культуре.
Как художественное течение импрессионизм довольно быстро исчерпал свои возможности, даже импрессионисты первого поколения ощутили на себе всю пагубность своего метода. Если их самих объединял какой-то особенный стиль, вкус жизни и этому не вредили ни разность взглядов и характеров, ни общественное положение, ни даже личная вражда, то их поздние картины ясно свидетельствуют о глубоком кризисе. По мнению М.Аплатова, “чистого импрессионизма, вероятно, не существовало… Импрессионизм – не доктрина, он не мог бы иметь канонизированных форм… Французским художникам-импрессионистам в различной степени присущи те или иные импрессионистические и неимпрессионистические черты, и если мы будем отсеивать тех, кто от импрессионизма отступал, останется только разве один Моне, да и у него далеко не все картины будут вполне импрессионистичными”. Классический французский импрессионизм был слишком узок, и немногие всю жизнь оставались верными его принципам, возможно – Писсарро и эволюционировавший лишь внешне Ренуар.
Понятие “импрессионизм” намного шире названия течения французской живописи конца 19 века. Как творческий метод, система мироощущения и самовыражения художника импрессионизм, вероятно, всегда присутствовал в истории искусства задолго до появления этого слова. О.Шпенглер в соей книге “Закат Европы” писал “…импрессионизм есть широкое выражение определенного мирочувствования, и этим объясняется тот факт, что им проникнута вся физиогномика нашей поздней культуры. Существует импрессионистическая математика… существует импрессионистическая физика… этика, трагедия, логика”. По мнению Шпенглера, импрессионизм – одна из характерных черт разрушения целостности мировоззрения, признак “заката Европы”.
Поплярное на сайте:
Два пейзажа
Большой интерес с точки зрения трагизма представляют два парных офорта 1802 года – «Пейзаж с водопадом» и «Пейзаж со склоненными деревьями». На первом показан огромный черный утес на фоне водопада. На другом – утес, возвышающийся над пуст ...
Рафаэль Санти
(Raffaello Santi) (1483-1520), итальянский живописец и архитектор. Представитель Высокого Возрождения. С классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Ранние произведения («Мадонна К ...
Фреска
В переводе с итальянского слово «фреска» означает «свежий», «сырой».Это живопись по сырой оштукатуренной стене красками, которые разводятся водой. Высыхая, известь плотно соединяется с красочным слоем. Можно писать и по высохшей известков ...

Навигация