Певец русской природы

Статьи по культурологии » Певец русской природы

Страница 2

Русской природе не свойственны яркие цвета, резкие линии, четкие грани: воздух влажен, очертания расплывчаты, все зыбко, мягко, почти неуловимо. Однако русский пейзаж открывает взору простор, за которым угадывается еще простор – и так без конца («После дождя. Плес»). Художник говорил: «Только в России может быть настоящий пейзажист». В картине «У омута» Левитан обыгрывает образы народной поэзии: омут – место недоброе, обиталище нечистой силы. Это место отчаяния – здесь сводят счеты с жизнью. Художник изобразил омут загадочным; весь пейзаж наполнен тайной, но также обещанием покоя, конца трудного пути. Живописец К.А.Коровин вспоминал, как Левитан говорил: «Эта тоска во мне, она внутри меня, но…она разлита в природе…Я бы хотел выразить грусть».

Подобные чувства вызывает и знаменитое полотно «Владимирка». Пустынная, бескрайняя дорога – путь осужденных на каторгу – рождает ощущение безысходности.

Картину «Над вечным покоем» можно назвать философским пейзажем. Неба здесь больше, чем земли; оно неподвижно, как земля. Тайна смерти («вечный покой» - слова из заупокойной молитвы) и тайна жизни (небо – символ бессмертия) скрыты в этом произведении.

Одна из самых лирических картин Левитана – «Вечерний звон». Это небольшое полотно возникло благодаря впечатлениям Саввино-Сторожевского монастыря под Москвой и монастыря близ города Юрьевца на Волге. Мастеру хотелось передать чувство умиротворенности, которое рождалось в его душе при виде белых стен и сверкающих на солнце куполов этих скромных обителей. На картине изображен летний вечер. По нежно-голубому небу плывут розовые облака. Они отражаются в зеркальной глади реки. Отражаются в ней и собор с колокольней небольшого монастыря на другом берегу. Вокруг монастыря лесок, освещенный последними лучами заката. Художник не использует здесь ни ярких красок, ни резких контрастов; все тона на полотне приглушенные, спокойные. Кажется, только колокола нарушают тишину уходящего дня.

В 1894 – 1895 гг. в душе художника произошел перелом. После печальных неярких полотен он стал писать жизнерадостные, полные торжествующей красоты картины. Одна из таких работ – «Золотая осень». Это произведение на редкость гармонично и по композиции, и по колориту.

Все русские художники рубежа XIX – XX вв., изображавшие природу, так или иначе, испытали влияние творчества Исаака Левитана – признавая или отвергая его живописную манеру.

Картина Левитана «Март» своими торжествующе-радостными красками снискала себе широкую известность: это произведение может быть названо одним из самых поэтичных русских пейзажей конца XIX в. Создавая эту картину, Левитан подстерег особенно трогательную минуту в жизни нашей северной природы: светлый канун перед наступлением весны. В лесу, среди деревьев, еще лежит глубокий снег, воздух еще стынет от мороза, деревья еще голы, даже первые весенние гости, грачи и скворцы, еще не заявились в наших краях. Но уже солнышко пригревает, снег ослепительно блестит в его лучах, тени наливаются лиловатой синевой, на голых сучьях на фоне неба уже заметны набухшие почки, в воздухе чувствуется приближение теплых дней – все предвещает весну: вся природа, все предметы – все пронизано ожиданием. Это состояние по-своему выражает и смирная деревенская лошадка с санями, которая стоит, не шелохнувшись, на пригреве у крыльца и терпеливо дожидается своего хозяина.

Левитан давно уже отказался в своих пейзажах от развлекательно-бытовых фигурок. Но лошадка его в «Марте» составляет средоточие всего пейзажа: убрать ее из картины нельзя, как нельзя вытащить сердце из живого тела. Здесь ничего и не происходит, да и не может произойти; мы всего лишь стоим вместе с этой деревенской лошадкой, стоим и ждем, и в состоянии часами любоваться этой первой улыбкой пробуждающейся весны.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

Дитя хх века
Немногим более ста лет назад, в декабре 1895 года, в Париже на бульваре Капуцинок состоялся первый киносеанс. Зрители, которых привлекло необычное рекламное объявление, стали свидетелями чуда: на белом экране возникали призрачные, чёрно-б ...

Свободная роспись
Техника свободной росписи получило большое признание художников благодаря тому большому творческому началу, которое она имеет в себе. Свободная роспись производится на ткани без предварительного нанесения какого-либо резерва. Вначале худ ...

Культура как фактор, регулирующий условия проявления человеческих возможностей
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которы ...