Певец русской природы

Статьи по культурологии » Певец русской природы

Страница 2

Русской природе не свойственны яркие цвета, резкие линии, четкие грани: воздух влажен, очертания расплывчаты, все зыбко, мягко, почти неуловимо. Однако русский пейзаж открывает взору простор, за которым угадывается еще простор – и так без конца («После дождя. Плес»). Художник говорил: «Только в России может быть настоящий пейзажист». В картине «У омута» Левитан обыгрывает образы народной поэзии: омут – место недоброе, обиталище нечистой силы. Это место отчаяния – здесь сводят счеты с жизнью. Художник изобразил омут загадочным; весь пейзаж наполнен тайной, но также обещанием покоя, конца трудного пути. Живописец К.А.Коровин вспоминал, как Левитан говорил: «Эта тоска во мне, она внутри меня, но…она разлита в природе…Я бы хотел выразить грусть».

Подобные чувства вызывает и знаменитое полотно «Владимирка». Пустынная, бескрайняя дорога – путь осужденных на каторгу – рождает ощущение безысходности.

Картину «Над вечным покоем» можно назвать философским пейзажем. Неба здесь больше, чем земли; оно неподвижно, как земля. Тайна смерти («вечный покой» - слова из заупокойной молитвы) и тайна жизни (небо – символ бессмертия) скрыты в этом произведении.

Одна из самых лирических картин Левитана – «Вечерний звон». Это небольшое полотно возникло благодаря впечатлениям Саввино-Сторожевского монастыря под Москвой и монастыря близ города Юрьевца на Волге. Мастеру хотелось передать чувство умиротворенности, которое рождалось в его душе при виде белых стен и сверкающих на солнце куполов этих скромных обителей. На картине изображен летний вечер. По нежно-голубому небу плывут розовые облака. Они отражаются в зеркальной глади реки. Отражаются в ней и собор с колокольней небольшого монастыря на другом берегу. Вокруг монастыря лесок, освещенный последними лучами заката. Художник не использует здесь ни ярких красок, ни резких контрастов; все тона на полотне приглушенные, спокойные. Кажется, только колокола нарушают тишину уходящего дня.

В 1894 – 1895 гг. в душе художника произошел перелом. После печальных неярких полотен он стал писать жизнерадостные, полные торжествующей красоты картины. Одна из таких работ – «Золотая осень». Это произведение на редкость гармонично и по композиции, и по колориту.

Все русские художники рубежа XIX – XX вв., изображавшие природу, так или иначе, испытали влияние творчества Исаака Левитана – признавая или отвергая его живописную манеру.

Картина Левитана «Март» своими торжествующе-радостными красками снискала себе широкую известность: это произведение может быть названо одним из самых поэтичных русских пейзажей конца XIX в. Создавая эту картину, Левитан подстерег особенно трогательную минуту в жизни нашей северной природы: светлый канун перед наступлением весны. В лесу, среди деревьев, еще лежит глубокий снег, воздух еще стынет от мороза, деревья еще голы, даже первые весенние гости, грачи и скворцы, еще не заявились в наших краях. Но уже солнышко пригревает, снег ослепительно блестит в его лучах, тени наливаются лиловатой синевой, на голых сучьях на фоне неба уже заметны набухшие почки, в воздухе чувствуется приближение теплых дней – все предвещает весну: вся природа, все предметы – все пронизано ожиданием. Это состояние по-своему выражает и смирная деревенская лошадка с санями, которая стоит, не шелохнувшись, на пригреве у крыльца и терпеливо дожидается своего хозяина.

Левитан давно уже отказался в своих пейзажах от развлекательно-бытовых фигурок. Но лошадка его в «Марте» составляет средоточие всего пейзажа: убрать ее из картины нельзя, как нельзя вытащить сердце из живого тела. Здесь ничего и не происходит, да и не может произойти; мы всего лишь стоим вместе с этой деревенской лошадкой, стоим и ждем, и в состоянии часами любоваться этой первой улыбкой пробуждающейся весны.

Страницы: 1 2 3

Поплярное на сайте:

первый киносеанс
Братья Огюст и Луи Люмьер были наследниками владельца фабрики фотобумаги и пластинок в Лионе. Они не только хорошо разбирались в технике, но и были неплохими фотографами. Именно они изобрели самый лёгкий и компактный аппарат. Испытывая ег ...

Ручная художественная роспись
Ручная художественная роспись тканей на шелковых, вискозных и синтетических тканей производится тремя основными способами, каждый из которых имеет свои особенности оформления. Два из них – холодный и горячий батик – основаны на применени ...

Фруктовый сад и Каштановый сад
Регулярный центр Фруктового сада был сосредоточен у дома Петра I. Разделенный аллеями на 4 части он,имел форму прямоугольника. Одна из аллей равнялась на главную композ- иционную ось, а пересекавшаяся с ней подходила к бане. Это было прос ...