Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает тот методологический инструментарий, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте и тем самым повысить уровень общения музея с аудиторией, его социальный статус. Музейно-специфический образовательно-воспитательный процесс как существенная составная часть музейной деятельности является предметом исследования музейной педагогики. Элементы музейной педагогики действенны не только в музейном процессе организации экспозиции или других форм коммуникации, они пронизывают также все сферы музейной деятельности. Аспекты музейной педагогики необходимо учитывать и в процессе отбора, комплектования, изучения и хранения музейных предметов в целях их возможного включения в экспозицию или использования в других видах образовательно-воспитательной деятельности музея. Музейно-педагогическое исследование ставит задачу разработки теоретических и методических основ образовательно-воспитательного процесса в музее, а также изучения возможностей применения результатов этого исследования в подготовке экспозиций и в работе с посетителями на экспозиции и в учебных кабинетах. Музейная педагогика анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей, изучает особенности их восприятия экспозиции и вырабатывает дифференцированные методики по работе с ними. В определенных случаях она вносит необходимые коррективы в содержание самой экспозиции.
Основные направления исследований в сфере музейной педагогики можно структурировать следующим образом:
1. Проблема изучения образовательной специфики музея. Решить ее - это, значит, ответить на вопрос, зачем люди ходят в музей, в чем они видят смысл музейного просвещения. Только последовательное выявление специфики, уважительное отношение самого музея к своим возможностям определяет, в конечном итоге, роль музея в общественном сознании.
2. Эффективность музейной коммуникации.
Не ответив на вопрос «что» и «как» воспринимают посетители, музею никогда не удастся преодолеть существующую диспропорцию между усилиями добиться того или иного эффекта и реальными результатами его воздействия на человека.
3. Изучение музейной аудитории.
Вопрос о том, «что» воспринимается, неотделим от вопроса «кто» воспринимает. Едва ли возможно грамотно осуществлять свою деятельность без четкого представления о том, к кому обращаешься, каковы особенности, ожидания, интересы тех людей, которые приходят в музей или игнорируют его.
4. Создание и апробация новых методик и программ для различных категорий посетителей.
Это направление имеет наибольшее практическое значение и развивается, учитывая знания о реальной или потенциальной аудиториях музея.
5. Установление оптимальных форм взаимодействия с партнерами по культурно- образовательной деятельности. Музей вступает в контакт не только с посетителями. Он связан с самыми различными институтами культуры и образования. Центральным здесь является вопрос о взаимодействии с учебными учреждениями, прежде всего со школами и детскими садами, а также учреждениями дополнительного образования, психолого-педагогическими центрами.
6. Изучение истории музейно- педагогической мысли и культурно-образовательной деятельности музеев.
Достижения современной отечественной музейной педагогики невозможны без знания идей и наработок наших предшественников. Решение столь сложных задач возможно лишь посредством исследований на базе общей педагогики, социологии и психологии. Таким образом, музейно- педагогические исследования носят интердисциплинарный характер, а результаты этих исследований обогащают как музееведение, так и педагогику.
Поплярное на сайте:
Писсарро
Многие художники разделяли идеи и цели импрессионизма, но лишь два из них последовательно шли по избранному пути - Моне и Писсарро. Ученик Коро, Писсарро был старше остальных членов группы импрессионистов, своего рода ее “отцом”. Он родил ...
Виктор Михайлович Васнецов
Васнецов Виктор Михайлович [3(15).5.1848, с. Лопьял, ныне Кировской области, - 23.7.1926, Москва], русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75), дейст ...
Воображение и фантазия
Воображение вообще, а творческое воображение в частности, играет важную роль во всех областях человеческой деятельности.
Творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения, (сценическая жизнь создается ф ...

Навигация