Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает тот методологический инструментарий, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте и тем самым повысить уровень общения музея с аудиторией, его социальный статус. Музейно-специфический образовательно-воспитательный процесс как существенная составная часть музейной деятельности является предметом исследования музейной педагогики. Элементы музейной педагогики действенны не только в музейном процессе организации экспозиции или других форм коммуникации, они пронизывают также все сферы музейной деятельности. Аспекты музейной педагогики необходимо учитывать и в процессе отбора, комплектования, изучения и хранения музейных предметов в целях их возможного включения в экспозицию или использования в других видах образовательно-воспитательной деятельности музея. Музейно-педагогическое исследование ставит задачу разработки теоретических и методических основ образовательно-воспитательного процесса в музее, а также изучения возможностей применения результатов этого исследования в подготовке экспозиций и в работе с посетителями на экспозиции и в учебных кабинетах. Музейная педагогика анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей, изучает особенности их восприятия экспозиции и вырабатывает дифференцированные методики по работе с ними. В определенных случаях она вносит необходимые коррективы в содержание самой экспозиции.
Основные направления исследований в сфере музейной педагогики можно структурировать следующим образом:
1. Проблема изучения образовательной специфики музея. Решить ее - это, значит, ответить на вопрос, зачем люди ходят в музей, в чем они видят смысл музейного просвещения. Только последовательное выявление специфики, уважительное отношение самого музея к своим возможностям определяет, в конечном итоге, роль музея в общественном сознании.
2. Эффективность музейной коммуникации.
Не ответив на вопрос «что» и «как» воспринимают посетители, музею никогда не удастся преодолеть существующую диспропорцию между усилиями добиться того или иного эффекта и реальными результатами его воздействия на человека.
3. Изучение музейной аудитории.
Вопрос о том, «что» воспринимается, неотделим от вопроса «кто» воспринимает. Едва ли возможно грамотно осуществлять свою деятельность без четкого представления о том, к кому обращаешься, каковы особенности, ожидания, интересы тех людей, которые приходят в музей или игнорируют его.
4. Создание и апробация новых методик и программ для различных категорий посетителей.
Это направление имеет наибольшее практическое значение и развивается, учитывая знания о реальной или потенциальной аудиториях музея.
5. Установление оптимальных форм взаимодействия с партнерами по культурно- образовательной деятельности. Музей вступает в контакт не только с посетителями. Он связан с самыми различными институтами культуры и образования. Центральным здесь является вопрос о взаимодействии с учебными учреждениями, прежде всего со школами и детскими садами, а также учреждениями дополнительного образования, психолого-педагогическими центрами.
6. Изучение истории музейно- педагогической мысли и культурно-образовательной деятельности музеев.
Достижения современной отечественной музейной педагогики невозможны без знания идей и наработок наших предшественников. Решение столь сложных задач возможно лишь посредством исследований на базе общей педагогики, социологии и психологии. Таким образом, музейно- педагогические исследования носят интердисциплинарный характер, а результаты этих исследований обогащают как музееведение, так и педагогику.
Поплярное на сайте:
Русский авангард его цели и устремления
Как и предварившие его направления модернизма, авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, — при ...
Танк у въезда в Смоленск
Боевой танк Т-34, установленный у въезда в Смоленск.
Каждый, кто подъезжает к Смоленску со стороны Демидовского шоссе, еще издалека видит слева на обочине дороги мощный боевой танк Т-34. Он стоит на возвышении, на специально ...
Архитектура: традиционный японский дом
Конструкция традиционного японского дома сложилась к 17 18м векам. Он представляет собой деревянный каркас с тремя подвижными стенами и одной неподвижной. Стенами не несут функций опоры, поэтому они могут раздвигаться или даже сниматься, ...
Навигация