Александровский сад

Страница 1

Александровский сад был устроен по воле российского императора Александра I «Благословенного», имя которого после 1814 г. во многом ассоциировалось с избавлением Европы от Наполеона. Император сделал распоряжение по поводу устройства садов вдоль северной стены Кремля в бытность свою в Москве в 1820 г., когда еще все в городе жило одним стремлением — возродить первопрестольную после наполеоновского пожара и разрушения. Приступивший к проектированию сада архитектор Осип Иванович Бове навеки прославился в среде благодарных москвичей как один из главных проектировщиков новой, послепожарной Москвы. Он возглавлял так называемую «фасадическую часть» Комиссии для строения Москвы, специально созданной для возрождения города и за двадцать лет давшей городу и новый облик Красной площади, и Театральную площадь, и Бульварное кольцо и многое другое. Поэтому глубоко символично, что создаваемый в самом сердце Москвы, у стен Кремля сад получил мемориальное значение — в память победы над Наполеоном и в знак возрождения Москвы. И получил имя императора, въехавшего в Париж на белом коне во главе 80-тысячного союзного войска в победном марте 1814 года — Александровский сад. Примечательно, что даже советская власть, постаравшаяся в 1920‑е гг. вытравить из российской топонимики все, связанное с именами царей, не покусилась на название Александровского сада — он всегда оставался таковым.

За три года работ, с 1820 по 1823 гг. была освоена территория площадью почти 10 га. Помимо самого названия, о мемориальном значении сада напоминают изготовленные по чертежам архитектора Е. Паскаля огромные чугунные ворота на небольших колесиках, открывающие собою главный вход в сад — со стороны Кремлевского проезда и Исторического музея. Ворота, наполненные символикой военного триумфа, смотрят теперь на поставленный к 50-летию победы в Великой Отечественной войне памятник любимому народному герою маршалу Г. К. Жукову (работа скульптора В. Клыкова). Само по себе это выглядит символично, тем более, что это не первое место в Москве, в котором сошлись вместе памятники двум Отечественным войнам, первой и Великой.

В сторону Манежной площади ограду сада продолжает кованая решетка, выполненная по рисунку выдающегося зодчего ампирной Москвы Ф.М. Шестакова. Еще более знаменитым памятником победы над Наполеоном и одновременно памятником возрождения Москвы после великого разорения и пожара 1812 года стал помещенный на главной площади Александровского сада грот «Руины». Впрочем, сегодня уже экскурсоводам, приводящим сюда группы туристов приходится напоминать, что грот не только украшение парка — он напоминание… Сама по себе традиция устроения декоративных пещер-гротов (от итальянского слова «grotto») действительно и прежде проявляла себя в ландшафтной архитектуре, здесь случай особый. Приглядитесь к крыльям грота, они выложены обломками московских зданий, разрушенных наполеоновской армией. Несмотря на работу времени, придавшего этим камням довольно «археологический» вид, легко прочитываются кусочки стволов и капители колонн и даже украшавшего их растительного орнамента. Так что, перед нами предстает памятник труду москвичей, возродивших свою первопрестольную столицу краше прежнего и личному творческому усердию замечательного зодчего Осипа Ивановича Бове.

Мемориальное значение Александровского сада не исчерпывается военной темой. Место это оказалось притягательным и для желающих увековечить иные события русской истории. В самом центре Верхнего сада, на площадке неподалеку от грота стоит уникальный памятник, как бы вобравший в себя все метаморфозы российской политической истории XX века. Точнее будет сказать — два памятника, волею исторических событий слившихся в одном монументе. Мы имеем в виду высокий серый четырехгранник-обелиск с заостренным верхом, появившийся в Александровском саду в 1914 г. История его такова.

Приближался 300-летний юбилей царствования Дома Романовых и россияне готовились встретить его с особой торжественностью. Особенная роль в торжествах отводилась Костроме и Москве, городам непосредственно связанным с воцарением Михаила Романова в 1613 г. 17 января 1911 года на заседании Комиссии о пользах и нуждах общественных в Московской Городской Управе был поднят вопрос о сооружении в связи с годовщиной памятного обелиска по образцу имеющегося в Троице-Сергиевой лавре. В следующем году был проведен конкурс проектов. В результате долгих дебатов комиссия в конце концов остановила свой выбор на получившем вторую конкурсную премию проекте архитектора С. А. Власьева. 10 июля памятник был открыт. Официальное его название было: Романовский обелиск в память 300-летия царствования Дома Романовых.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Роспись потолка
12 января 1723 roдa М. Земцов написал секретарю царя А. Макарову о потолках следующее: «Которые штукатурною работою уже к совершенству приближаются, а на потолках праздные места для мaляpной работы оставлены, о кой неизвестно, как малеват ...

Влияние на искусство древнего Рима «пространственного» фактора
Важный фактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства, огромное пространство его поля действия. Динамичность и постоянное расширение территориальных рамок древнеримского искусства с включением в его сферу уже в V веке до н ...

Аполлон и Дафна
«Как бы притягательны ни были пустые радости мимолетной красоты, наполни свои руки листвой или, еще лучше, вкуси горькие плоды». Это латинское двустишие, высеченное на постаменте мраморной группы, отвечает тонкому вкусу кардинала Маффео Б ...