Чехов и Станиславский

Статьи по культурологии » Михаил Чехов » Чехов и Станиславский

Страница 3

Модификация системы Станиславского, предпринятая Чеховым, была чрезвычайно важна. Он спорил одновременно и со Станиславским, и с Мейерхольдом, и с Вахтанговым, и с «отношением к образу», и с полным перевоплощением. В подтексте положения Чехова об объективном отношении к образу содержится полемика с тенденциозностью современного ему театра. Эта дискуссия была очень важна для автора «системы», суть которой заключалась в предложении артисту «идти от себя». Актер не может стать ни Гамлетом, ни Отелло, но может вообразить себя в обстоятельствах Гамлета и Отелло,— утверждал Станиславский. Он предлагал актеру «идти от себя», то есть от своей жизни, своего духовного и душевного опыта, эмоциональной памяти, сопоставимых с опытом чужой души и чужой жизни, которую артист призван воплотить. Именно эту установку системы активно критиковали многие, и, пожалуй, наиболее острой и основательной была критика Чехова. Он считал, что предложение «идти от себя» может привести к «омещаниванию актерского образа, к натурализму, к забвению величайшей основы вдохновения — воображения артиста».

Отношения Станиславского с Чеховым были похожи на отношения отца с сыном: можно сказать, что Станиславский дал жизнь Чехову. Здесь важна историческая последовательность: метод Чехова мог появиться только на основе системы Станиславского. И Чехов понимал ее в совершенстве. Система росла как могучее дерево, техника же Чехова появилась как его ветвь. Чехов строил философскую систему — Станиславский же интересовался более узкими профессиональными вопросами. Станиславскому была присуща традиционная религиозность; он не одобрял ни атеизма, ни философских занятий молодого Чехова. Оба они - учитель и ученик - искали опоры для системы в науке и природе: Станиславский в научных трудах по психологии творчества, а Чехов — в философии и «науке о духе» — антропософии.

Страницы: 1 2 3 

Поплярное на сайте:

Экспериментальный урок по предмету МХК в 5-м классе общеобразовательной школы
В этом параграфе описывается экспериментальный урок по предмету МХК в 5-м классе общеобразовательной школы на тему: «Творчество русского художника конца XIX начала XX в. М.В. Нестерова. Урок разделен на 4 части: Общая характеристика жив ...

М.В. Нестеров - как художник переходного периода рубежа XIX - XX веков
Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942), родился в г. Уфе. Уфа в то время была одним из губернских городов России. Купечество составило основную массу в городе. К этому сословию принадлежала и семья Нестеровых. Род Нестеровых происходил и ...

Выставка Западноевропейского оружия XV-XVII вв
В зале размещено богатейшее собрание западноевропейского оружия XV—XVII веков. В экспозиции отображена эволюция оружия в XV—XVII веках. Сразу при входе в зал № 243, слева, можно видеть вооружение XV века. Рядом с кольчугой, защищавшей те ...