Здания и архитектурные комплексы

Статьи по культурологии » Романская архитектура » Здания и архитектурные комплексы

Страница 2

Полной противоположностью суровой простоте германских храмов были многие романские постройки Италии, часто отличавшиеся пластичностью и нарядной легкостью форм. Здесь в наибольшей степени на архитектуру воздействовало античное наследие. В разработке фасадов и интерьеров применялись классические формы (аркады, колоннады, античные детали и т.п.), иногда использовался в облицовке мрамор с орнаментальной инкрустацией различных цветов, получили многообразную разработку легкие арочные галереи и т.п. Наряду с базиликальными зданиями (церковь Сан Миниато во Флоренции, 1013 г.; собор в Пизе, начат в 1063 г.) широкое распространение получили центрические здания баптистериев (баптистерий Сан-Джованни во Флоренции, 1059 г. баптистерий в Пизе, начат в 1153 г.).

В романскую эпоху формируются монастырские комплексы, включавшие помимо храмов сакристии (помещения для облачения духовенства), трапезные, больницы, библиотеки, странноприимные дома, пекарни, конюшни и другие здания и помещения. Все основные здания группировались вокруг внутреннего двора - клуатра, обычно примыкавшего к боковому фасаду церкви. Монастырские комплексы оказывали прямое воздействие и на градостроительную структуру, особенно если они возводились на окраине старых городов. Однако активное развитие самых укрепленных городов в основном началось в следующую, готическую эпоху ( с ХIII в.).

Для романского периода характерен тип замкнутого укрепленного жилища феодала - замка, обычно возводившегося на возвышенном и труднодоступном для противника месте. Уже к Х в. сложился тип укрепленного жилища в виде башни - донжона, окруженного валами и рвом. Обычно первый этаж предназначался для хозяйственных служб и кладовых, второй служил жилищем феодала и верхний отводился для челяди и охраны. С конца ХI в. форма донжона усложняется; для жилища феодала начинают строить отдельное здание, оставляя за донжоном функции оборонительного сооружения, служащего феодалу убежищем при взятии противником оборонительных стен. Глубоко функциональная архитектура замков отличалась суровой простотой. Массивные стены и башни, узкие окна, общее выражение неприступности составляли его типичные черты. С ХI в. территория замка окружалась каменной крепостной стеной с башнями. В систему оборонительных сооружений часто входили рвы, ворота с надвратной башней и другие виды укреплений. Замки обычно строились из камня или кирпича с толстыми стенами и щелевидными окнами.

Страницы: 1 2 

Поплярное на сайте:

Французские художники-импрессионисты. Моне
Одним из основоположников импрессионизма является Клод Оскар Моне. Первое “соприкосновение” Моне с импрессионизмом произошло в 1858 году, когда он познакомился в Гавре с Эженом Буденом. Буден родился в Онфлере, но большую часть своего де ...

Рим - вечный город
Под полуденным небом Италии на семи холмах раскинулся Рим. Третью тысячу лет стоит чудный город, и недаром его называют “вечным”. Он был основан еще в языческие времена, за семь с половиной веков до Рождества Спасителя. В первые годы сво ...

Современный Британский парламент
Длительный эволюционный путь обусловил характерную для высшего представительного органа страны преемствен­ность. Британский парламент — удивительный пример соче­тания старых и новых форм, их напластований, сосущество­вания. Эта особенност ...