Строительные приемы, тектоника

Статьи по культурологии » Романская архитектура » Строительные приемы, тектоника

Страница 2

Своды романских зданий делались из клинчатых тесаных камней или кирпича на растворе. Все своды выполнялись по деревянным кружалам. В целях экономии материала камни для укладки стен имели различную длину и высоту. Выравнивались по высоте лишь камни, находящиеся в одном горизонтальном ряду; сами же ряды часто имели различную высоту. Отеска камня и его окончательная обработка, включая резьбу по камню, производилась до укладки квадров на место. При этом тщательно обрабатывалась лишь лицевая сторона.

Особое значение приобретал укладываемый толстыми слоями раствор, который в данном случае был не только вяжущим, но прежде всего пластическим материалом, служащим для равномерного распределения давления в кладке стены или свода. Конструкция последних приобретала структуру и свойства, близкие современным каменным зданиям.

В зависимости от применяемых материалов кладка стен, обычно не оштукатуривавшаяся, была важнейшим средством художественной выразительности, способствуя выявлению особенностей тектоники зданий.

В эпоху романской архитектуры центрами монументального строительства были монастыри, в которых храм был религиозным и общественным центром, а также последним убежищем при нападении противника. Структура храма с нартексом, базиликальным залом, трансептом, хором, апсидой и угловыми башнями соответствовала ритуальным канонам, а также общественным и оборонительным функциям.

Внутреннему строению храма с его четким расчленением пространства и конструктивных элементов соответствует и внешняя композиция. Конструкция подчеркивается членением стен, среди которых ведущая роль отводится конструктивно-оправданным угловым утолщениям, лопаткам и контрфорсам. В разработке оконных и дверных проемов , как и в декоративных мотивах, господствует арка. Проемы имеют, как правило, полуциркульное завершение, в поздний период иногда - стрельчатое. Фасады украшались декоративными поясками - аркатурами, иногда в сочетании со скульптурными фризами. На западном фасаде один или три входа обрамлялись богатыми «перспективными» порталами в виде убывающих внутрь нескольких рядов колонн, перекрытых цилиндрическими или стрельчатыми (позднее) архивольтами. Проемы окон снаружи обычно также имели уступчатый профиль.

Страницы: 1 2 

Поплярное на сайте:

Обелиск в Демидове
«Жители города Демидова – воинам 43-й армии…» – написано на этой стене Этот памятный знак установлен в 1967 году на центральной площади города Демидова. На огражденной барьером зацементированной площадке – земляной хол­мик. Здес ...

История художественного литья
Семь наиболее известных шедевров древних культур названы чудесами света. Два из них являются отливками. Это Колосс Родосский работы Хареса из Линдоса (бронза, 292—280 гг. до н. э.) (рис. 1) и статуя Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олим ...

Сочи сегодня
В настоящее время Сочи крупнейший российский курорт, он является одним из уникальных приморских и бальнеоклиматических курортов мира. Он находится на одной параллели с Венецией, Белградом, Марселем, Нью-Йорком, Варной, Сараево, Флоренцией ...