Новое царство

Культура Египта » Новое царство

Страница 3

Обновлённое содержание не так легко укладывалось в стилевые категории египетского искусства, выработанного веками. Язык изобразительного иероглифа, торжественно-плавных силуэтов, фризообразный построений на первых порах вступает в противоречие с новыми веяниями. Эхнатон требовал от художников реализма передачи индивидуальных черт без прикрас: прежде всего это касалось его облика. До той поры фараонов изображали с портретным сходством, но героизированно, непременно с могучим телосложением. Наружность Эхнатона меньше всего соответствовала идеалу героического владыки.

Исторический Эхнатон был не слабым мечтателем, а исключительно властным человеком, умевшим диктовать свою волю - в том и художникам. Подлинные шедевры создавались в портретной круглой скульптуре. В мастерской Тутмеса при раскопках были обнаружены и головки дочерей Эхнатона, каждая со своим индивидуальным складом лица, и портреты самого Эхнатона, плохо сохранившиеся, разбитые. Все эти головы должны были служить моделями для портретов, помещаемых в гробницах. Модели делались на основании масок, снятых с живых людей. Мастер исполнял с масок последовательную серию отливок, каждый раз перерабатывая, обобщая, устраняя ненужные подробности. Без помощи масок египетские художники не могли бы достигать большого портретного сходства, требуемого загробным ритуалом: ведь с натуры они не работали. Но в процессе претворения маски в портрет безжизненный слепок становился высоким произведением искусства. Одним из самых известных портретов является портрет царицы Нефертити - вернее три её портрета самых лучших.

Первый - бюст из песчаника, изображает царицу совсем молодой. Второй портрет - самый известный - Нефертити в полном расцвете своей красоты, «владычица радости», властительная царица с горделивой посадкой головы, увенчанной высоким синим головным убором. Этот бюст раскрашен и почти полностью завершен, только левая глазная впадина оставлена пустой. Белки глаз, радужная оболочка и зрачки на египетских скульптурных портретах обычно инкрустировались алебастром, хрусталём и чёрным деревом. У Нефертити инкрустирован только один правый глаз. Исследователи предполагают, что это сделано, умышлено, потому что Нефертити была жива, а разверзание очей являлось сакральным действием: оно оживляло душу уже умершего человека. «Глядящий» бюст мог отнять часть души у живого оригинала.

Третий скульптурный портрет Нефертити, оставшийся незавершенным, является облик царицы, ставшей значительно старше: ей более тридцати лет. Но теперь, став ещё более одухотворённым, облик Нефертити выдаёт следы физического увядания: черты жестче, сильнее обозначились скулы, чуть опустилась углы рта. Тень печали лежит на всё ещё прекрасном её лице.

Религиозно-политические реформы Эхнатона были радикальными, чтобы закрепиться надолго. После его смерти - а он царствовал семнадцать лет - прежние культ стали восстанавливаться. Первый приемник Эхнатона Сменхкара, муж его старшей дочери (в Египте престол наследовали мужья дочерей фараонов, причём часто браки заключались между сводными братом и сестрой), царил очень не долго; по-видимому, поклонение Амону возобновлялось уже при нём. Следующий фараон, Тутанхатон, женившийся на другой дочери Эхнатона, взошел на престол, когда ему было всего десять лет, и жрецы воспользовались малолетством царя, чтобы полностью вернуться к старым порядкам. Тутанхатона переименовали в Тутанхамона, столицу вновь вернули в Фивы, город Ахетатон был заброшен, а вскоре и разрушен. Храм Атона, царский дворец, художественные мастерские - всё было превращено в обломки не временем, а руками людей, политических противников царя-реформатора, само имя которого не упоминалось или его называли «врагом из Ахетатона».

Страницы: 1 2 3 4 5

Поплярное на сайте:

Осмотр дома
Осмотреть дом старшие и родители девушки доверяли двум-трём мужчинам, которые пользовались уважением, отличались своей честностью и правдивостью. Не обязательно, чтобы они состояли в родстве с фамилией девушки. Смотрители не скрывали ни с ...

Опера
"Опера и именно только опера сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не толь­ко отдельных кружков, но при благоприятных условиях — всего народа". Эти слова принадлежат Петру Ильичу Ч ...

Мемориальные доски на местах боев
Места июльских боев 1941 года на улицах города увеко­вечены рядом памятных досок. Одна из них установлена на здании клуба милиции по проспекту Ю. Гагарина (дом № 15). До войны здесь размещалась межобластная школа милиции, курсанты и коман ...