Бахаизм

Страница 1

Бахаизм (бехаизм, вера Бахаи) - это религиозная доктрина, первоначально возникшая как сектантское реформационное течение в исламе. Её истоки восходят к 1844 г., когда в иранском городе Ширазе некий юноша по имени Сеид Али Мохамед провозгласил себя посланником Бога и стал называть себя Баб (“Врата”), то есть предтечей грядущего Великого Пророка (Махди). Учение Баба: включающее в себя сильные мотивы социального протеста, быстро распространилось по всему Ирану, что вызвало тревогу властей и ортодоксального исламского духовенства. В 1850 г. Баб был казнен, а на его последователей обрушились жестокие репрессии, в результате чего большое количество бабитов бежало из страны. В эмиграции лидером бабитов стал Мирза Хусейн Али (1817-1892 гг.), который в 1863 г. объявил, что он и есть долгожданный Махди (эта дата считается днем рождения бахаизма), после чего получил прозвище Баха-Улла (“Слава Божия”). Несмотря на гонения, бахаизм получил довольно значительную популярность в Иране, Турции, Египте, Сирии и т.д., хотя в целом успехи бахаизма в исламском мире были относительно невелики. В конце XIX века бахаизм стал известен в Средней Азии (между прочим, первый бахайских храм был сооружен в Душанбе). Бахаизм исповедует непостижимого Единого Бога, представления о котором близки к пантеизму. С точки зрения этого учения, все религии восходят к общему источнику, а различия между ними обусловлены лишь тем, что они выражают различные аспекты Наивысшего. Поэтому бахаизм отрицает межконфессиональную рознь, призывает к братству религий. С другой стороны, бахаизм претендует на преодоление разрыва между религией и наукой, ратует за всеобщее обязательное обучение. Отказ от идейного диктата и самостоятельный поиск Истины в бахаизме рассматривается не просто как право, а как обязанность каждого верующего. Однако вере отдается предпочтение, именно религия должна стать источником всеобщей дружбы, согласия и нравственности, социально-экономические проблемы предлагается решать в соответствии с духовными принципами. Бахаизм призывает к единению человечество во всемирное сообщество без национальных различий. Бахайский идеал - единство человеческого рода, вечный мир, создание мирового государства с международным правительством и единым языком, общество, организованное на началах демократии и бескорыстного служения общему делу, в котором не будет социальных антагонизмов.

В бахаизме практически отсутствуют обряды и сложная символика, храмы не имеют канонической формы. Нет священства, поскольку утверждается, что человечество уже достигло зрелости, и каждый может непосредственно познать Бога. В то же время в организационном отношении бахаизм представляет собой жесткую иерархическую структуру, локальные общины контролируются и управляются централизованно. Во главе мирового бахайства стоит Всемирный Дом Справедливости, резиденция которого находится в г. Хайфе (Израиль), в масштабах отдельных стран действуют Национальные духовные собрания, а руководство общинами осуществляют местные духовные собрания, избираемые из числа верующих.

История среднеазиатских земель: Хорезма, Мавераннахра, Северного Хорасана, Гургана и др. - тесно связана с историей соседних земель (Иран, Сеистан, Дешт-и Кипчак и др.). Общность исторических судеб привела к выработке сходных традиций, но не к их единообразию. Находясь на пересечении жизненно важных артерий Евразии, Средняя Азия на протяжении веков входила в разные периоды в состав различных государственных образований. Почти все мировые религии, великие и малоизвестные этносы, языковые группы, разноплеменные памятники искусства оставили свой след на этой земле.

Страницы: 1 2

Поплярное на сайте:

Литургическая и полулитургическая драма
Одной из форм театрального искусства раннего средневековья стала церковная драма. Борясь против остатков античного театра, против сельских игрищ, церковь стремилась использовать действенность театральной пропаганды в своих целях. Уже в I ...

Опера
Опера, вид муз.-театр. иск-ва; муз.-драм. произведение, основанное на синтезе слова, сценич. действия и музыки. Баш. О. как самостоятельный жанр формируется в 40-е гг. Но более ранние попытки предпринимаются в 1920-х гг. В 1930 в Казани и ...

Эстетика и религия
Плеханов писал: «Религию можно определить как более или менее стройную систему представлений, настроений и действий. Представления образуют мифологический элемент религии; настроение отношения и области религиозного чувства, а действия к ...