П. Пикассо Бык и пикадор. 1960 Перо, тушь
Между этими полюсами размещается весь разнообразный спектр рисунка XX века. Если обозначить эти два типа как полярности истинного рисунка нашего столетия, то можно попытаться понять, отчего меняется его жанровая структура. Это, например, заметно по чрезвычайному возрастанию роли натюрморта — до того редкого жанра в рисунке. Предмет с особенной легкостью сводится в изображении к знаку (Никольсон), он более послушен выразительной деформации (Матисс) или разложению на структурные элементы (кубисты); с другой стороны, предметы в натюрморте всегда живут в пространстве, словно создавая его вокруг себя (Моранди, Митрохин). И при этом такой прежде распространенный жанр рисунка, кик пейзаж, начинает все явственнее занимать второстепенное место. Можно сказать, что прямое изображение натуры становится менее значащим в общей картине рисунка, ему на смену приходит композиция символическая или символико-фантастическая с очень сильной метафорической окраской. Здесь же, может быть, уместно заметить, что одновременно изменяется и характер цвета в рисунке. Он перестает играть подчиненную роль, он высвобождается из-под власти контура. Полуцвета, полутона, обычно определяющиеся раскраской, расцвечиванием реальных композиций — в большой мере исчезают из акварели XX века. Цвет получает небывалый до того уровень концентрации, он звучит в максимальную силу, доводится до символической ноты (Нольде, Шагал, Миро). Цвет в таких акварелях—это метафорическое выражение стихийных начал жизни или резкость эмоциональных реакций на них. Еще менее связан с реальностью цвет в другого типа рисунках, где он выражает лирическое, часто — таинственное начало жизни, а подчас и как бы поэзию цвета как такового (Клее). Сопоставляя все разнообразные виды рисунка XX века, можно рискнуть сделать некоторое обобщение. Для рисунка нашего столетия главным оказывается цельность системы. Такой рисунок, кстати говоря, следует воспринимать не как изображение на листе бумаги, но как целостное единство бумажного пространства и рисунка как такового—и в этом уже обнаруживается системность современного нам рисунка. И эта системность, эта целостность — важнее всего в рисунке нашего времени, тогда как манера — вторична, то есть существенна лишь степень осознания реальности, а как художник рисует — может быть, и не так важно. Поэтому-то вполне современными будут те рисунки, где отражена иерархия различных явлений, структура видимых феноменов мира,—как, к примеру, вполне традиционные по виду рисунки Фаворского.
Разумеется, данная здесь общая характеристика рисунка XX века очень схематична. Многие мастера работают в русле артистического рисунка XIX века, многие направления и школы вообще не создали своей системы рисунка.
Но если признать, что главное в искусстве нашего столетия — это воплощение идеи в стихии материи, то рисунок с его особой ясностью средств, открытостью художественного языка, способностью к абстрагированию может по полноте выражения становится вровень с живописью.
В приведенной попытке проследить изменения в искусстве рисунка за шесть веков его существования сознательно как бы отсекались боковые или недостаточно выраженные явления, которых всегда немало в искусстве любого времени и которые при объективистском отношении к истории обычно затемняют общую картину и представляют развитие сложным до неопределенности, так что основная линия, «стрежень» эволюции, оказывается в известном смысле размытой. О классическом рисунке написано непомерно много. Почти каждый год появляются каталоги больших выставок, снабжающие историка новым, часто очень ценным материалом. Но наряду с подробными монографиями и аннотированными каталогами можно попытаться дать краткое описание чисто стилистического развития рисунка на всем протяжении его существования — это, возможно, поможет лучше почувствовать не только его эволюцию, но и его художественную специфику.
Поплярное на сайте:
Виндзорская династия
В эпоху королевы Виктории (1819-1901) британская корона засияла во всей своей красе, очистившись от накопившейся за предыдущие полтора столетия грязи.
Виктория - единственная наследница Георга IV - дочь его сына, герцога Кента.
Год 1837 ...
«Диана и Актеoн»
Центральная композиция отвечает требованиям Н. Микетти, считавшего необходимым взять темы для плафонов из Овидия. Сюжетом живописного плафона стала история из «Метаморфоз» Овидия о неосторожном охотнике Актеоне, который случайно подсмотре ...
Соборная площадь
Собоpная площадь Кpемля - одна из дpевнейших в Москве. Возникновение ее относят к началу XIV века. На площади возвышаются Успенский, Благовещенский и Аpхангельский собоpы, колокольня Ивана Великого, Гpановитая палата и дpугие памятникм p ...
Навигация