Исторические факторы, способствующие возникновению и развитию пасхальных яиц

Статьи по культурологии » Искусство росписи пасхальных яиц » Исторические факторы, способствующие возникновению и развитию пасхальных яиц

Страница 15

Помимо хохломской росписи существует, так называемая, Городецкая роспись. Она появилась в Городце на Волге с середины XIX века, когда здесь украшались резьбой, а затем расписывались деревянные волжские суда. Но скоро мастера Городецкой росписи были вынуждены перейти на роспись небольших деревянных изделий, поскольку волжские деревянные расшивы и барки, замененные новыми пароходами, ушли в прошлое. Расписные прялки, короба, яйца, позднее ширмы и другие предметы, будучи рассчитаны на вкусы городских мещан, мелких чиновников и купцов, расходились преимущественно по городским рынкам и ярмаркам. В произведениях Городецкой росписи нередко можно встретить занятные бытовые сценки с плоскостно написанными фигурами франтов, купчих – модниц, именитых граждан, то идущих на гуляние, то пирующих за роскошно обставленным столом. Вместе с тем существует так называемая маховая живопись по цветному фону. Чаще всего мастера схематично воспроизводят цветы – "розаны", похожие на шиповник. Большие розовые, голубые или даже синие цветы, ритмично располагаются в удобных для росписи местах, образовывая то гирлянды, то небольшие пышные букеты. Зеленые сочные листья оттеняют яркие по краскам цветы. Декоративность этой пышной, почти что плакатной росписи сильно возрастает, когда тот или иной мастер обводи белой краской контуры лепестков цветов и листьев или легкой штриховкой оттеняет их некоторую объемность. Цветовая гамма Городецкой росписи, как и сама манера письма, сделалась настолько оригинальной, настолько своеобразной, что ее произведения заняли особое место в русском народном искусстве.

Если в народных художественных центрах по обработке дерева искусство токарного орнаментированного яйца не было утеряно в советский период, то в традиционных центрах лаковой миниатюрной живописи на папье-маше оно возникло только в постсоветское время после длительного перерыва и забвения. Одними из первых к росписи пасхальных яиц обратились миниатюристы Мстеры. Имея великолепную традицию росписи пасхальных яиц, воплотившуюся в работах братьев Тюлиных, О. Чирикова, современные мстерские мастера достойно ее продолжили. Во время празднования 1000-летия христианства на Руси религиозные деятели отмечали, что из старинных центров темперной миниатюрной живописи на папье-маше Мстера наиболее полно сохранила традиции древнерусской живописи.

Как и в старые времена, пасхальные яйца с лаковой миниатюрной живописью Федоскина, Палеха, Мстеры и Холуя являются заказными и стоят довольно дорого. Обычно за роспись пасхальных яиц в этих центрах берутся только опытные высококвалифицированные мастера. Для богатого покупателя писалась тонко выполненная миниатюра в виде портретов, пейзажей или сцен романтического характера. Для менее состоятельного потребителя писались сцены с торжественными “чаепитиями", знаменитыми “тройками", деревенскими плясками и семейными сценками. Часто мастера, прежде чем приступить к живописи, подкладывали под нее листочки сусального золота или серебра, создавая тем самым декоративный вид росписи “по сквозному". Тогда красочная крестьянская одежда или снежная поверхность вспыхивали яркими пятнами, чему немало способствовал и окружающий живопись черный фон. Прежде в течение ряда веков мастера этих сел были заняты писанием икон. Последние, как известно, представляют собой произведения, наделенные большой декоративностью, особенно необходимой в древних полутемных церквях с узкими окнами, пропускающими мало света. Эта декоративность древнерусской иконы сказалась в композиции, силуэте фигур, цвете. Поэтому нет ничего удивительного, что декоративные свойства иконы вместе с условными приемами письма не только проникли в произведения мастеров этих владимирских сел, но и стали традиционными. Роспись пасхального яйца требует хорошего знания иконографии. Эти центры имели не только иконописные мастерские. Древнерусское искусство было искусством синтеза, объединяющим иконописцев, чеканщиков окладов, мастеров по эмали и филиграни, вышивальщиц болотного шитья и др. Сегодня роспись пасхальных яиц возрождается не только в Центре мстерской лаковой миниатюрной живописи, но и на предприятии "Мстерский сувенир". Здесь производят яйца с ажурной сканью, выполненной на основе геометризованного растительного орнамента.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Поплярное на сайте:

Суть ділення на варни. Їх загальна характеристика
З часом арії сприйняли культуру корінних жителів, ста­ли землеробами. Родова община переросла в сусідську. Ста­новище людини в суспільстві визначалося її майновим ста­ном. Як пережиток зберігалася кровна помста, яка вважалися релігійним і ...

Трагедия как перспектива российского театра
Ретроспективно просматривая отзывы о современных постановках классических трагедий, начинаешь думать, что кризис трагедийного жанра в отечественном театре стал хроническим и виновны в этом все участники театрального процесса. Получается: ...

Годы эмиграции
В 1933году Брехт эмигрировал из фашистской Германии. В эмиграции он нигде не мог обосноваться надолго: жил в Австрии, затем в Швейцарии, Франции, Дании, Финляндии и с 1941 года – в США. После Второй Мировой Войны его преследовала в США «К ...