Сюрреалистическое искусство. Сальвадора Дали

Статьи по культурологии » Сюрреалистическое искусство. Сальвадора Дали

Сюрреализм (от французского surrealisme - буквально «надреализм» или «сверхреализм») - модернистское или авангардистское направление в искусстве, появившееся после первой мировой войны во Франции, в 20-х годах ХХ века. Его называли не только сверхреализмом, но и супернатурализмом (поэт Г. Аполлинер).

Его создатели – молодые художники, поэты рассматривали сюрреализм как способ познания подсознательного и необъяснимого, вплоть до сверхъестественного в реальном мире. Основателем и идеологом этого направления был Андре Бретон.

Сюрреализм предполагал с помощью внешне точно, даже фотографично выписанных предметов и явлений действительности одновременно представить в изобразительном искусстве внутреннюю сущность этих предметов и явлений. Совмещение несовместимого, экспрессивное увеличение отдельных частей человека, деформация его естественных форм составляет основу изображения реальности в этом искусстве, называющем себя сюрреализмом, то есть сверхреализмом, «сверх» потому, что выявляет внутреннее, часто неподдающееся рациональному осмыслению скрытое содержание предметов, явлений и самого человека. В основе искусства сюрреализма лежит гротеск чаще всего в форме соединения прекрасного и уродливого и доведение изображаемого до полного абсурда. Особенно страшное впечатление производит соединение живой и неживой природы: частей человеческого тела или животных с бездушными формами предметов цивилизации, например, с ящиками письменного стола или камода, с какими-то предметами домашней или кухонной утвари, то есть с такими предметами цивилизации, которые предельно отдалены от органичного мира, так как в них преобладают геометрические формы, острые углы, и в сочетании с органическим миром человека и природы подобный гротеск производит жуткое впечатление.

Таким образом, сюрреализм в целом отбросил «вековые оковы» рационализма и заменил господство разума иррационализмом, то есть отрицанием в практике искусства логики, основывающейся на признании действующих в реальном мире закономерностей развития. Иррационализм принимает за основу действительности иррациональное – недоступное разуму (рацио), полагающееся на слепой случай. Искусство сюрреализма сознательно стремится изображать, воплощать иррациональное – не существующее в реальной действительности. С точки зрения последователей сюрреализма, необходимо культивировать присущую творческой личности особую спонтанную сверхчувствительность и могущество творческого воображения.

Создавался не просто новый стиль в искусстве и литературе, а проявлялось стремление художников предельно воздействовать на мир и даже в корне изменить его. Сюрреалисты были уверены в том, что бессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна способствовать преобразованию реальности, в которой живет человек. Мистический характер сюрреализма объяснялся теоретиками и защитниками данного стиля стремлением найти и воспроизвести то, что лежит над реальностью, находится за ней, произвести тот трансцензус (выход за реальность), о невозможности которого говорил еще И. Кант в конце XVIII века. В этом отношении на сюрреалистов оказал влияние крупнейший философ-интуитивист, искусствовед и теоретик искусства Анри Бергсóн (ХХ век), который ставил интуицию в художественной сфере бесконечно выше разума. Другими словами: интуиция, чутье, догадка, внутреннее видение, есть главное в постижении истины и не нуждается в научных знаниях.

Поплярное на сайте:

Барокко
Слово «барокко» буквально означает «странный», «причудливый». Этот художественный стиль преобладал с конца 16-го до середины 18-го в. и был призван прославлять могущество знати и церкви. Для искусства барокко характерно преувеличение во ...

Китай в эпоху Лего и Чжаньго
История древнего Китая VIII – V вв. до н.э. известна как эпоха Лего (Отдельных государств). Период V – III вв. до н.э. в китайской историографии получил наименование Чжаньго (Сражающиеся царства). В период Чжаньго в царстве Чу получила ш ...

“Новое мироощущение” Австро-немецкого импрессионизма
Осмысление импрессионизма и теоретическое его обоснование было интенсивным в немецкоязычном регионе Западной Европы. Объясняется это не только склонностью немцев к теоретизированию, но и тем обстоятельством, что импрессионизм пришел в это ...