Топор — орудие, которое люди впервые начали изготовлять из металла. Это обусловлено исторически, самим развитием орудий труда. В каменном веке у человека уже возникла необходимость объединить в одном орудии труда каменное рубило и деревянную палицу; более 10 тысяч лет тому назад в неолите появился каменный клиновидный топор. В этом топоре клиновидное каменное рубило вставлялось в отверстие деревянной ручки.
Появляется вязкий и более прочный материал — бронза, которая немедленно используется для изготовления орудий. Первые бронзовые топоры, изготовленные методом литья, просто повторяли форму каменных — клин в деревянной ручке. Новые требования к орудиям труда и необычные по сравнению с камнем свойства бронзы привели к быстрому усовершенствованию литых изделий. Появились плоские топоры с закраинами на обухе для Г-образной ручки и другие сложные формы топоров.
|
Большим достижением древнего литейного производства явилось изготовление вначале простых, а затем и сравнительно сложных топоров с проушинами. На рис. 1 представлена упрощенная схема развития литых топоров в эпоху бронзы. Интересно отметить, что каменное рубило с проушиной появилось после того, как литейщики изобрели бронзовые топоры с проушинами.
|
|
|
Появление усовершенствованных литых бронзовых топоров сыграло исключительную роль в развитии многих народов: облегчило строительство жилищ, изготовление других орудий труда и предметов быта, упростило освоение лесистых местностей земледельцами и т. п.
Топор в эпоху бронзы, да и в более поздние периоды, был не только орудием труда, но и одним из главных видов оружия (наряду с копьями, стрелами и мечами). В Закавказье, в Центральной части территории СССР и в других местах такие топоры приобрели вид особого боевого топора-бердыша (рис. 2). Впервые бердыши появились, по-видимому, в Египте, а затем и в других странах. В России прообразом кованых бердышей послужили бронзовые боевые топоры. Позже, особенно после "появления огнестрельного оружия, такие топоры утеряли боевое назначение, они стали отличительными знаками военачальников, административных работников и т. п., превращаясь часто в произведения искусства (украшались литыми и чеканными изображениями, богатой инкрустацией).
Почти во всех странах с развитием бронзолитейного дела эволюция литых топоров шла по двум направлениям: улучшались ударные качества за счет изменения формы и соотношений элементов и совершенствовалась техника литья, развивались элементы, присущие художественным отливкам.
Из двух основных типов топоров древности — вислообушных и кельтов — наибольшее разнообразие форм встречается у первых (рис. 3). Их изготовление требовало высокого развития литейного ремесла: сложная конфигурация отливки и наличие отверстия сильно усложняли устройство разъемных каменных форм.
Не менее трудно было лить кельты (рис. 4), хотя они обладали не такой сложной конфигурацией, как вислообушные топоры. Наличие глубокого отверстия, литых изображений на наружных поверхностях и неравностенность кельтов требовали от литейщиков такого же умения и мастерства, как и при изготовлении сложных художественных отливок. К тому же следует отметить, что литье кельтов в большинстве стран производилось на первых этапах возникновения литейного ремесла. О высоком уровне техники литья кельтов свидетельствуют находки в могильнике Кавказа около станции Сейма, близ г. Горького и в других местах. Найденные кельты оказались особенно высокого качества.
Поплярное на сайте:
История создания балета Лебединое озеро
Конечно, вы знаете мелодию, которой начинается балет
«Лебединое озеро». Она, словно музыкальный поводырь, вводит нас в мир, где на берегу таинственного озера родилось чувство прекрасной королевы лебедей Одетты и юного принца Зигфрида, а ...
Биография
Если принять за доказанную истину, что он родился в 1450 году, то в прошедшем, 2000-м, можно было бы справлять юбилей - 550-летие со дня прихода в этот мир одного из наиболее загадочных художников всех времен Иеронимуса Босха. Но дата его ...
“Прометей Прикованный”
Среди сохранившихся трагедий Эсхила “Прометей Прикованный” занимает несколько особое место: целый ряд стилистических особенностей, очень скромная роль хора, наконец изображение Зевса как жестокого тирана не находят себе аналогий в других ...
Навигация